Покупать, развлекаясь,или развлекаться, покупая

Покупать, развлекаясь,или развлекаться, покупая

или развлекаться, покупаяМарина СУМИНАВ сентябре госкомиссия будет принимать первую очередь уникального торгово-развлекательного комплекса «Планета Нептун», расположенного на пересечении улиц Звенигородской и Марата.

или развлекаться, покупая
Марина СУМИНА

В сентябре госкомиссия будет принимать первую очередь уникального торгово-развлекательного комплекса «Планета Нептун», расположенного на пересечении улиц Звенигородской и Марата.

В нем разместится первый в России океанариум, который спроектировала новозеландская компания Marinescape Project, создавшая около 20 подобных сооружений в разных странах мира. Но в отличие от них петербургский океанариум, встроенный в торговый центр, будет трехуровневым, что диктуется не только эстетической привлекательностью и оригинальностью конструкции, но и дороговизной земли под торговыми объектами в центре города.

По данным застройщика — ЗАО «Рубин» (дочерней структуры ЦКБ «Рубин») — стоимость первой очереди оценивается в $30 млн, а всего комплекса в целом — около $70 млн. При предполагаемой посещаемости 500 — 600 тысяч человек в год владельцы торгово-развлекательного комплекса рассчитывают окупить его строительство за 4 — 6 лет.

Правда, надежды возлагаются в основном не на население Петербурга, а на туристов из-за относительно высокой стоимости входных билетов (предполагаемая цена $10). Хотя возможно, что расчеты на тощий кошелек средних петербуржцев не оправдаются и центр «Планета Нептун» станет излюбленным местом развлечения горожан. Ведь в городе уже действуют и интенсивно открываются другие торгово-развлекательные комплексы, где посещаемость достаточно высока — несколько тысяч человек в день, а цены за вход не намного ниже. Новый формат розничной торговли активно вторгается в жизнь петербуржцев.

Сближение двух сфер экономики — торговли и индустрии развлечений, ставшее уже давно привычным в западных странах, постепенно происходит и в нашем городе. Высокая конкуренция среди торговых предприятий вынуждает их поставлять посетителям все больше дополнительных услуг. И если на первых порах владельцы торговых предприятий довольствовались тем, что размещали в своих центрах параллельно с товарами для продажи кафе, фотоателье, химчистки, прачечные, ремонтные мастерские, компьютерные салоны и салоны красоты, что в принципе мало чем отличалось от социалистических домов быта, как это практиковалось, например, в некоторых гипермаркетах «О,кей», то теперь замыслы современных торговых дельцов простерлись в иные пределы.

Убедившись, что развлекательная составляющая может повысить уровень доходности гипермаркетов на 15% и более, инвесторы начали интенсивно пристраивать к торговым центрам, возведенным в 2001 — 2002 годах, развлекательные объекты, соединяя их между собой переходами и стеклянными галереями. Именно по такому принципу были сформированы, например, крупные торгово-развлекательные комплексы «Балканский» — на Балканской пл. и «Невский» — на пр. Большевиков. Чуть позже, в 2004 — 2005 годах многие гипермаркеты стали изначально строиться уже с учетом не только торговых, но и развлекательных функций. При этом характерно их укрупнение — от 4 тыс. кв. м и выше, соответствующее международным стандартам. Сегодня из общего числа введенных в строй за последние два года торговых комплексов — 28% имеют развлекательную функцию. За последние три года их суммарная площадь в Петербурге составила около 1200 тыс. кв. м, или 25% от общих торговых площадей.

Расположение же торгово-развлекательных центров до последнего времени было крайне неравномерным. Примерно 45% из них размещалось в Центральном, Московском и Фрунзенском районах, хотя общая площадь ядра Петербурга составляет 5% от его территории, а население — всего 17%. Сейчас этот крен становится менее заметным. При том что активность девелоперов в центральной части города — на Невском пр., Сенной и Владимирской площадях продолжает быть достаточно высокой — более половины торгово-развлекательных центров строится сегодня в Приморском и Выборгском районах в расчете на развернувшееся там массовое жилищное строительство. В ближайшей перспективе строительство торгово-развлекательных комплексов намечается вблизи Пулковского шоссе. Зонами их расположения станут Пулково, Стрельна, Колпино.

Если пока строительство и эксплуатация торгово-развлекательных комплексов были прерогативой исключительно российских фирм, то в последнее время началась довольно активная экспансия на петербургский рынок иностранных инвесторов. Первые проекты зарубежных компаний получили развитие весной 2005 года. В марте было положено начало строительству торгово-развлекательного комплекса «Питер-Радуга», в возведение которого международный концерн Vinci вкладывает 70 млн евро. Он расположится за зданием Петербургского спортивно-концертного комплекса на пр. Космонавтов на территории площадью 24 га. Разработанную французскими проектировщиками концепцию пришлось несколько перестроить сообразно нашим условиям. Сегодня реализуется и еще один зарубежный проект. Итальянская компания Promcentro Italia начала строить торгово-развлекательный комплекс «Северный мол» на участке, ограниченном пр. Культуры, будущей КАД и железнодорожной линией. Стоимость первой очереди строительства — около 50 млн евро. Интенсивный выход на рынок Петербурга иностранных инвесторов ожидается в конце 2006 — начале 2007 годов. По расчетам экспертов, зарубежные инвесторы в ближайшие два года могут вложить в этот сектор торговли до $650 млн в расчете на дальнейшую доходность при эксплуатации 12 — 17% годовых.

Сегодня появилась и еще одна тенденция образования торгово-развлекательных центров. Крупные городские торговые сети, такие как «Дикси», «Пятерочка», «Лента», «Находка», тоже начинают диверсифицировать свой бизнес, привлекая в него индустрию развлечений. Сегодня в основном все строящиеся гипермаркеты этих торговых марок станут торгово-развлекательными комплексами. Например, компания «Агроторг» (владеет сетью «Пятерочка»), которая в 2005 году ввела в эксплуатацию 11 супермаркетов «Пятерочка», объявила, что концепция этой сети трансформируется, с тем, чтобы расширять функции объектов и впредь создавать лишь торгово-развлекательные центры. Первой ласточкой стал центр «Пятерочка», открытый на Байконурской ул. Основная направленность здесь — на создание зоны отдыха для родителей с детьми. Расчет инвесторов основан на том, что в Приморском районе крайне мало детских развлекательных учреждений. Как отметил руководитель дирекции строительства «Агроторга» Василий Комов, для компании это новое направление, поэтому пока невозможно прогнозировать, как оно повлияет на окупаемость данного объекта, но при удачном стечении обстоятельств этот опыт будет взят на вооружение при строительстве других супермаркетов.

Идею создания торгово-развлекательных комплексов особо разъяснять не требуется. Предполагается, что покупатели, пришедшие в торгово-развлекательный комплекс, не просто пробегут по рядам с товарами, а проведут там большую часть своего дня, соединяя приятное с полезным. Спектр развлечений довольно разнообразен. От Интернет-кафе и диско-баров до спортивно-оздоровительных комплексов. Любителей виртуальных игр ждут игровые автоматы, однако можно во вполне реальной действительности сразиться на бильярде.

Но одним из наиболее характерных атрибутов торгово-развлекательных комплексов стали так называемые мультиплексы — многозальные кинотеатры, созданные для семейного просмотра, где демонстрируются фильмы, рассчитанные на людей разного возраста и вкусов. А поскольку там, как правило, идут современные популярные фильмы, то мультиплексы нередко посещают в день несколько тысяч кинозрителей, принося при средней цене 100 рублей за билет торговому комплексу ощутимую прибыль. Число мультиплексов за последний год выросло в городе вдвое. Сегодня в Петербурге существует 21 кинотеатр, где размещаются суммарно 66 экранов современного формата. 35% торгово-развлекательных комплексов используют мультиплексы как основную приманку. А самым крупным в нашем городе по праву можно назвать мультиплекс на 8 кинозалов в торгово-развлекательном комплексе «Меркурий» на ул. Савушкина. Этот мультиплекс плюс еще несколько кинотеатров в городе принадлежат крупнейшей петербургской сети «Кронверк Синема». На рынок кинопроката выходят также «Синема-Парк» и «Инвест Кино Проект». Не отстает от них и «Роскинопрокат», открывший в торгово-развлекательном центре рядом с Сенной площадью — на ул. Ефимова — свое представительство.

Еще одна характерная принадлежность торгово-развлекательных комплексов — боулинг. Залы для боулинга есть в 39% этих заведений. Одни из наиболее крупных — в торгово-развлекательных центрах «Норд», «Озерки» и «Гулливер». Несколько менее популярны (27%) фитнес-клубы, включающие, как правило, солярии, бани, сауны, тренажерные залы и секции аэробики.

Отношение к торгово-развлекательным комплексам у петербуржцев неоднозначное. Люди с низким уровнем доходов обходят их стороной. Но есть у торговых центров и определенный контингент постоянных посетителей, вошедших во вкус от совмещения приобретений с полноценным отдыхом. Как утверждают сами работники торгово-развлекательных комплексов, наиболее характерной и многочисленной является прослойка посетителей, которые резко разграничивают покупки и проведение досуга и приходят в комплекс либо за одним, либо за другим. Сейчас как раз та стадия, когда формируется образ нового формата торговли, и, может быть, в недалеком будущем он станет для всех горожан таким же привычным, как посещение обычных универсамов, но гораздо более приятным и интересным.