Низкие «Горизонты»

Низкие «Горизонты»

В «Манеже» проходит осенний фотовернисажМария КАМЕНЕЦКАЯНазвание «Горизонты» определяет общее настроение выставки. Горизонт в данном случае — понятие пространственное, временное и философское.

В «Манеже» проходит осенний фотовернисаж
Мария КАМЕНЕЦКАЯ

Название «Горизонты» определяет общее настроение выставки. Горизонт в данном случае — понятие пространственное, временное и философское.
Прежде всего выставка удивляет объемом. Организаторы собрали в пространстве выставочного зала тысячу фотографий, очень разных по уровню профессионализма, художественной насыщенности, тематике и жанрам.

В первом зале представлены географические горизонты, то есть снимки, изображающие красоты Севера, пустыни, американские кань-оны и урбанистические просторы. Подобные картинки привозят из поездок все путешественники, немного владеющие фотосъемкой. Рядом со стандартными любительскими работами — пикториальные снимки мастеров Людмилы Таболиной и Елены Скибицкой, предлагающие совсем иной взгляд на фотографию. Такое соседство в рамках одной выставки производит довольно странное впечатление. Кроме того, снимки развешаны вплотную друг к другу, так что зрители переходят от одного изображения к другому, подчас не успевая оценить и запомнить увиденное. Возможно, из-за этого несколько интересных работ пропадают на фоне посредственного большинства.

\

Многочисленные изображения флоры и фауны в аванзале сливаются в некий единый образ, но, надо признать, успокаивают. В этом, пожалуй, их главная ценность. Для создания медитативной атмосферы установлен экран: зрители следят за меняющимися картинками с видами природы, слушают тихое музыкальное сопровождение и расслабляются.

\

После медитации отправляемся дальше. Пейзажи довольно неожиданно сменяются легковыми машинами — это проект «Антилопа Гну», в котором представлены «автомобильные» карточки 1920 — 1960-х гг. Среди авторов — Александр Родченко, Аркадий Шайхет, Александр Гринберг и другие. Помимо автомобилей в ретроспективном разделе — европейские города, сценки из жизни и люди образца конца XIX века, снятые братьями Биссонами, Ж. Б. Филпотом и другими.

\

Конечно, не обошлось без портретов известных и публичных персон, украшающих, наверное, каждую сборную фотовыставку. Снятые в студии и во время пресс-конференций звезды улыбаются, задумчиво смотрят вдаль и курят сигареты. Подобными снимками наводнены глянцевые журналы. Стандартно, качественно и без затей.

\

Основная часть экспозиции отведена под репортажные снимки, предоставленные агентствами («Фото ИТАР-ТАСС», Reuters), профессиональными союзами и фотографами, как известными, так и новичками. Почти все участники заявлены как победители конкурсов мирового масштаба (например, World Press Photo, «ИнтерФото», «Серебряная камера») и региональных соревнований.

\

В почете — исследование разных социальных прослоек, фотоочерки из глубинки России, народные гулянья, церковные и светские праздники. В общем, поводов для съемки много. Понятно, что достойные выставки работы получаются гораздо реже. Создалось впечатление, что к участию в «Горизонтах» приняли едва ли не все представленные работы, а конкурсный отбор был весьма условным. Старые известные фотографии соседствуют с только что напечатанными; единичные снимки — с циклами; классика — с экспериментами.

\

Упорядочить, зафиксировать впечатления от гигантской выставки довольно сложно. Наверное, зритель внимательный, подготовленный использует «Горизонты» как возможность узнать, что происходит в современной фотографии, сравнить школы, обнаружить тенденции. Неискушенная публика, скорее всего, будет озадачена, ведь осенний фотовернисаж, согласно названию, получился невнятным, нестройным и расплывчатым. Вероятно, в этом году линия горизонта — низкая.

\

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА