Петербург и область дерутся за инвестиции

Петербург и область дерутся за инвестиции

Борьба за инвесторов между Петербургом и Ленинградской областью в последнее время обострилась. Еще бы - крупные проекты приносят немало прибыли в виде налогов, новые предприятия создают рабочие места, да и просто престижно иметь на своей территории - например, завод «Тойтота».

Борьба за инвесторов между Петербургом и Ленинградской областью в последнее время обострилась. Еще бы - крупные проекты приносят немало прибыли в виде налогов, новые предприятия создают рабочие места, да и просто престижно иметь на своей территории - например, завод «Тойтота». Вот и стараются администрации обоих субъектов придумать способы стимулирования инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие региона.

Один из таких способов – налоговые льготы, механизм предоставления которых в городе и области разный. Именно об этих различиях рассказывали вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас и председатель городского Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк на заседании Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации.

В Ленинградской области по новому закону, который вступил в силу в конце июля, инвестор может получить льготы по налогу на прибыль и на имущество. Инвесторы, занимающиеся реализацией проектов в сфере промышленности, инфраструктуры и информационных технологий, полностью освобождаются от налога на имущество на полный период окупаемости и еще 2 года, но это касается только имущества, непосредственно относящегося к проекту. Ставка налога на прибыль для инвесторов устанавливается в размере 20% от общей суммы налогооблагаемой прибыли также на период окупаемости. Налоговые льготы могут быть продлены еще на 2 года, если предприятие получает не менее 90% выручки от реализации этого нового проекта. Кроме того, инвестор может получить субвенции – то есть, безвозмездную помощь из средств бюджета области, при этом если инвестиции составляют от 10 до 50 миллионов долларов, то субвенция составляет 33% от налога на прибыль, зачисляемого в бюджет области. При больших инвестициях субвенция составляет 100%. Также льготы и субвенции могут предоставляться организациям, занимающимся трейдерской деятельностью, если их годовая выручка больше 1,2 миллиарда рублей. Отличие субвенций от льгот заключается в том, что они заранее закладываются в бюджет области, – так, в следующем году, по словам Григория Дваса, предполагается выплатить 1,2 миллиарда рублей субвенций.

В Петербурге ставка по налогу на прибыль снижается на 2% (до 15,5%), если сумма вложений составляет от 150 до 300 миллионов рублей и еще на 2% (до 13,5%) - при инвестировании большего объема средств. При этом, как отметил Владимир Бланк, наибольшие налоговые льготы планируется предоставлять организациям, занятым производством высокотехнологичной продукции. Для них нижний предел вложений установлен в размере 50 миллионов рублей. Это особенно актуально в связи с планами по созданию технопарков. Налог на имущество для инвесторов, вложивших более 150 миллионов рублей, снижается в 2 раза – с 2,2% до 1,1%. Особенностью налоговых льгот в Петербурге является то, что для их получения необходимо вложить все средства в течение одного календарного года.

Руководитель отдела налогообложения компании Ernst&Young в Петербурге Дмитрий Бабинер, сравнивая механизмы предоставления налоговых льгот в двух регионах, отметил, что преимущества и недостатки есть в обоих субъектах. Преимуществом Ленинградской области является то, что там не установлен нижний предел суммы инвестиций, сумма экономии в налогах в целом выше, а период действия – больше. Но закон о льготах в области не имеет прямого действия – для их получения необходимо заключать инвестиционный договор с Ленинградской областью. В результате бюрократических проволочек заключение договора часто затягивается. В петербургском законодательстве также много пунктов, не до конца ясных налоговым органам, что может привести к путанице при расчете налоговых льгот.

Впрочем, заявляет Владимир Бланк, предоставление льгот является существенным, но далеко не главным инструментом привлечения инвесторов в город. Более важную роль городская администрация отводит таким аспектам, как, например, упорядочение земельных отношений. Например, Комитет экономического развития предполагает установить пониженную кадастровую стоимость (на 40% ниже среднего уровня) для 370 кадастровых кварталов, в основном, занятых промышленными предприятиями (там находятся 462 предприятия).

Особенно же эффективным, по мнению Владимира Бланка, является предоставление инвесторам инженерно подготовленных территорий. Это, кстати, выгодно и для города, так как вложенные средства удается достаточно быстро получить назад. В среднем, по словам Владимира Бланка, инженерная подготовка территории стоит 200-300 тысяч долларов за гектар. Крупные предприятия платят в городской бюджет более 10 тысяч рублей с квадратного метра в год (более 10 миллионов рублей за гектар), а «чемпионы» и вовсе – 27-28 миллионов рублей за гектар. Это позволяет окупить затраты на инженерную подготовку уже в первый год.

Еще один возможный способ привлечения инвесторов в Петербург – создание особых экономических зон. Как уже писала «Фонтанка», на территории города может появиться 2 зоны: технико-внедренческого и индустриального типов. Причем индустриальная ОЭЗ, скорее всего, будет специализироваться на производстве компонентов для различного оборудования. Необходимость в этом продиктована тем, что новые предприятия, приходящие в регион, при всем своем желании не могут локализовать поставки комплектующих – в Петербурге просто нет производителей, способных удовлетворить спрос на компоненты. В Ленинградской области к созданию ОЭЗ относятся более спокойно, мотивируя это тем, что все льготы, которые дает этот режим, и без того существуют в регионе.

Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру