Тройной юбилей и премьера на четверых

Тройной юбилей и премьера
на четверых

Даты говорят сами за себя: 80 лет со дня рождения Кирилла Юрьевича Лаврова, 55 лет его творческой деятельности и полвека службы в БДТ.

Даты говорят сами за себя: 80 лет со дня рождения Кирилла Юрьевича Лаврова, 55 лет его творческой деятельности и полвека службы в БДТ.

...С ранней юности не пропускавший премьер в БДТ, я впервые увидел Лаврова в спектакле «Четвертый» в самом начале 1960-х. Честно говоря, не очень запомнил, роль там была маленькая и не слишком заметная. Потом был ошеломляюще неожиданный Молчалин в «Горе от ума». А вот в кино...

\

В 1963-м вышел на экраны фильм А. Столпера «Живые и мертвые». Пожалуй, впервые в нашем кино о начальном периоде Великой Отечественной войны рассказывалось с такой беспощадной правдивостью. Помню то оглушающее впечатление, которое производил фильм, особенно на молодое послевоенное поколение. Ведь мы росли и воспитывались исключительно на победных реляциях. А роль политрука Синцова, глазами которого были увидены трагизм и героика лета 1941 года, принесла Лаврову первый большой успех и близкое знакомство с Константином Симоновым. Он выбрал актера на эту роль и очень высоко оценил его работу.

\

Впрочем, я, например, запомнил Лаврова еще и по роли симпатичного вора Лехи Лапина в картине «Верьте мне, люди!» по сценарию Юрия Германа. Кто тогда мог подумать, что через много лет эта роль получит такое неожиданное продолжение в «Бандитском Петербурге»?

\

На сцене БДТ Лавров сыграл около сотни ролей, порой совершенно неожиданных и для публики, и для самого актера. Что говорить, для театра он был палочкой-выручалочкой, когда требовалось. Он был нужен Товстоногову, который, чтобы ему сейчас ни приписывали, был советским по сути режиссером и не просто формально соблюдал принятые тогда «правила игры».

\

Современная тема была для Товстоногова столь же важна, как и классика. Такие спектакли, как «Правду, ничего кроме правды» или «Протокол одного заседания», далеко выходили за рамки дежурной публицистики, становились событиями не только театральной, но и общественной жизни. Не говоря уже о «Трех мешках сорной пшеницы». И Лавров был здесь поистине незаменим.

\

Ленинская тема стала вотчиной Лаврова, но и здесь, где границы дозволенного были особенно «на замке», актеру удавалось довольно прозрачно намекать на трагическую сложность главного героя советской истории. Но Лавров был нужен Товстоногову и для решения задач высшей художественной сложности.

\

В кино, конечно, беззастенчиво эксплуатировали положительное обаяние Лаврова, его умение быть предельно искренним во всем. Но с возрастом он становился все разборчивей и выбирал предложения по принципу неожиданности и трудности задачи. Так появились на экране Иван Карамазов, граф Карнеев в фильме «Мой ласковый и нежный зверь», Пахульский в «Чайковском». Совсем скоро этот список пополнится ролью Понтия Пилата в экранизации романа «Мастер и Маргарита». А лучшим свидетельством широты творческого диапазона актера может служить сопоставление таких контрастных ролей, как в житийно-космическом «Укрощении огня» и костюмно-изящном «Стакане воды».

\

Однажды мне довелось вместе с Лавровым закрывать гастроли тбилисского Театра имени Руставели. Дело было в середине перестройки, в самый разгар «всенародной» антиалкогольной кампании. «Ричард III» прошел, конечно, с бешеным успехом. А после спектакля в кабинете директора Выборгского ДК был накрыт великолепный стол, и грузины, виновато улыбаясь, выставили несколько бутылок боржоми. Мол, мы все понимаем, решения партии и правительства надо выполнять неукоснительно. Я в то время занимал довольно высокую должность в управлении культуры и потому старался сделать хорошую мину при плохой игре. Лавров тоже вежливо улыбался, но глаза стали скучными. Когда разлили боржоми по фужерам, Кирилл Юрьевич сказал замечательный тост по поводу национально-культурного братства. Мы чокнулись, я с отвращением глотнул и вдруг чувствую: чача, превосходная, крепчайшая. И увидел, наверное, лучшую из улыбок Лаврова. Ах, как мы замечательно посидели в тот вечер!

\

Совсем недавно я увидел похожую улыбку. На юбилее Владислава Пази Алиса Фрейндлих вытащила Лаврова на сцену. Он замечательные слова сказал по поводу спектакля «Оскар и Розовая Дама». Мне, мол, надо ревновать, завидовать такому успеху нашей актрисы на сцене другого театра, а я радуюсь. И улыбнулся так широко, искренне и радостно, что все поверили — это чистая правда.

\

Мне приходилось непосредственно наблюдать Лаврова в гуще общественной деятельности и в обкомовские времена, и в губернаторские. Могу засвидетельствовать, что для него это всегда было естественной потребностью, а не скучной обязаловкой. И всегда неизменными были столь же органично ему присущие достоинство и порядочность. Можно только позавидовать такому умению оставаться самим собой в любых обстоятельствах. Будь то на приеме у президента или совещании у губернатора, на актерском капустнике или на трибунах «Петровского». В том числе и на футбольном поле, где я имел честь противостоять Лаврову в игре сборных артистов и журналистов. Тоже незабываемые остались впечатления, не столько от самой игры, сколько от «третьего тайма».

\

Абсолютно прав Андрей Толубеев, который предложил ввести эталонную «единицу порядочности в искусстве — 1 лавр».

\

В самый трудный для коллектива момент Лавров стал художественным руководителем БДТ и сделал все возможное, чтобы сберечь товстоноговские традиции, сохранить созданный мастером ансамбль. Благодаря в первую очередь его усилиям БДТ удалось избежать печальной участи знаменитых московских театров, которые погрязли в скандальных разборках и разделах. Можно только догадываться, каких нервно-энергетических затрат это потребовало.

\

Еще накануне 75-летия Лавров собирался оставить пост руководителя театра. Лучше кого-либо другого он понимал, что во главе должен стоять режиссер. И в то же время ясно было, что товстоноговский масштаб недосягаем. Темур Чхеидзе, которого еще Георгий Александрович приглашал на постановку с дальним прицелом, до прошлого года все никак не решался взять на себя всю ответственность.

\

Лавров готов был рисковать, давая шанс молодежи. Григорий Дитятковский поставил очень интересные спектакли. Григорий Козлов выпустил «Перед заходом солнца», в котором Лавров сыграл главную роль. Сыграл так, что его Маттиас Клаузен занял свое законное место в ряду творений таких актеров, как Астангов, Симонов, Царев. Роль оказалась почти исповедальной, ведь Лавров, как и герой Гауптмана, по праву ощущает себя хранителем бесценных духовных сокровищ, ответственным за то, чтобы они попали в надежные руки.

\

Пять лет промелькнули, и вот наконец он получил новую роль в подарок к 80-летию. Тот факт, что это первая после Клаузена новая работа, свидетельствует о том, как худрук Лавров «активно покровительствовал» актеру Лаврову. Спектакль «Квартет» обречен на успех уже по составу исполнителей: вместе с Лавровым пьесу Р. Харвуда вчера разыграли А. Фрейндлих, З. Шарко, О. Басилашвили. Такого звездного состава даже в БДТ давненько не бывало.

\

Так что поздравить Кирилла Юрьевича хочется не столько с юбилеем и с очередным орденом, сколько с премьерой и новой ролью. И будем надеяться, что следующей роли не придется ждать пять лет.