Индустриальные раритеты в новом амплуа

Индустриальные раритеты
в новом амплуа

Старинные промышленные здания Петербурга начинают обретать сегодня новую жизнь. Программа по их использованию и перепрофилированию заложена в основу нового Градостроительного кодекса, вступающего в силу 1 октября 2005 года.

Старинные промышленные здания Петербурга начинают обретать сегодня новую жизнь. Программа по их использованию и перепрофилированию заложена в основу нового Градостроительного кодекса, вступающего в силу 1 октября 2005 года. Традиционно считалось, что достоянием нашего города являются парадные дворцы. И как-то не принималось во внимание, что Петербург с его богатой индустриальной историей имеет и многочисленные ценные в историко-культурном отношении старинные промышленные сооружения. До сих пор сохраняющие значение важных, а иногда и ведущих компонентов городского пейзажа, эти индустриальные раритеты многие десятилетия были обречены на забвение. А занимают они значительную часть городских площадей. Если исторический центр Петербурга, взятый под охрану ЮНЕСКО, охватывает примерно 5% из городской территории в 140 тысяч га, то пространство, занимаемое старинными промышленными строениями, более чем в 2,5 раза превышает площадь исторического центра.
При этом большая часть этих индустриальных территорий использовалась нерационально. Одна из причин — длительный период бесплатного землепользования в советское время. По словам главного специалиста отдела промышленной архитектуры КГИОП Валентины Лелиной, тогда только 20 лет ушло, чтобы убедить городские власти в том, что старинные индустриальные здания также являются памятниками архитектуры.
Даже когда создавался документ по объединенной охранной зоне, разрабатывавшийся около 10 лет и принятый в декабре 1989 года, там не была учтена почти вся индустриальная застройка города. Исключение составляли лишь арка Новой Голландии, комплекс Адмиралтейства да несколько зданий Ижорского завода.

На особом статусе

\

Только с начала 1990-х годов в КГИОП, придя к пониманию, что старинная промышленная застройка нуждается в особом статусе и режиме охраны, которые обусловлены закрытостью подобных территорий и их назначением, создали специальный отдел промышленной архитектуры. Сегодня он готовит предписания для организаций, в ведении которых находятся памятники индустриальной архитектуры, выдает архитектурно-реставрационные задания на строения, уже взятые под охрану. Как отмечает начальник отдела Маргарита Штиглиц, были откорректированы списки индустриальных памятников архитектуры, отобрано более 200 промышленных адресов. По каждому такому адресу может находиться и один объект, и целый десяток их, когда речь идет о заводе-гиганте. Памятников федерального значения немного. В частности, к ним относятся Сестрорецкий и Ижорский заводы, основанные самим Петром I. Но и памятники местного значения зачастую имеют высокую архитектурную ценность. К таковым принадлежит, к примеру, солодовня завода «Бавария». До сих пор обнаруживаются раритеты, находящиеся на так называемых проблемных территориях, потенциально очень привлекательных для развития города, прежде всего — центра, который задыхается от недостатка парковок, гостиниц, отелей, учреждений бизнеса. Для таких территорий характерно расположение параллельно водным артериям. Здесь можно привести в пример Балтийский завод с его многочисленными историческими зданиями, а также «Адмиралтейские верфи», на производственных площадях которых ценными памятниками индустриальной архитектуры являются эллинги и мастерские. Задача перепрофилирования старинных промзон состоит не только в том, чтобы сохранить для потомков облик индустриальных строений. Заброшенные обширные промышленные территории оказывают негативное воздействие на экологию, снижают инвестиционную привлекательность соседних участков, а многие не используемые теперь промышленные здания и сооружения — трубы, газгольдеры, водонапорные башни и солодовни — в предаварийном состоянии.

\

Западный опыт

\

Петербург стоит на пороге решения вопросов, которые уже достаточно успешно смогли разрешить крупные европейские города — Лондон, Париж, Амстердам. Примером может послужить реализация проекта реновации Руммельсбургской бухты в Германии. На ее территории (130 га) в восточной части Берлина были сконцентрированы промышленные гиганты и опустевшие жилые кварталы. Было подсчитано, что общая стоимость по разрушению руин, обеспечению безопасности и очистке территории от мусора вместе со стоимостью нового строительства будет примерно равна затратам на восстановление и приспособление к новым условиям старых зданий. Учитывая, что в странах с высокой индустриальной культурой предприниматели предпочитают именно здания с историческим прошлым как символ стабильности и корпораптивного менталитета, городские власти приняли второй вариант. В результате осуществили разработку инвестиционных предложений, оценку и реставрацию сохраняемых зданий, реконструкцию подземных коммуникаций, очистку почвы от промышленных загрязнений.

\

В мировом сообществе

\

Первым шагом на пути вхождения в мировое профессиональное сообщество по охране и перепрофилированию старинных промышленных сооружений стало участие специалистов Петербурга в V международной конференции «Реновация промышленных и портовых комплексов в европейских городах на воде», где был поднят вопрос о присвоении статуса общеевропейского культурного достояния таким петербургским промышленным объектам, как Главный газовый завод на Обводном канале, фабрика «Красное знамя», исторический комплекс Новой Голландии. В 2003 году в Москве состоялся международный конгресс, организованный под эгидой Международного комитета по сохранению индустриального наследия (TICCI). В нем приняли участие представители 80 стран. От России одним из наиболее крупных участников этого форума стал Петербург. Сегодня ведется речь о создании в Северо-Западном регионе России филиала TICCI, деятельное участие в работе которого примут специалисты по охране и изучению старинной индустриальной архитектуры нашего города.

\

Обреченные на забвение

\

Есть промышленные постройки, вопрос о функциональном использовании которых находится в стадии решения. Например, эллинг так называемого Нового Адмиралтейства. Но существуют старинные строения, давно покинутые, о реконструкции и перепрофилировании функций которых даже речи не идет не только в архитектурных и градостроительных кругах, но и среди предпринимателей. К таковым относятся четыре газгольдера, расположенные недалеко от набережной Обводного канала. Комплекс находится в абсолютно заброшенном, деградирующем состоянии. А в нем можно было бы разместить развлекательный центр, дискотеку и другие подобные учреждения, что и было предложено в проектах германских студентов-архитекторов, избравших именно эту территорию в Петербурге как одну из самых перспективных для совершенствования городской среды. Но пока эти предложения остались без применения. А ведь аналогичные газгольдеры в Вене были переоборудованы в многофункциональную структуру, которая не только успешно действует, но и украшает город. Можно привести и другие примеры бесхозяйственного отношения в нашем городе к старинным промышленным постройкам. Так, вблизи места соединения Невы и Обводного канала стоит элеватор, находящийся в достаточно хорошем состоянии. Его можно было бы использовать под универсальный магазин, склад или гараж, но пока он пустует.

\

Заводы-музеи

\

В последнее время в мире сформировалось широкое движение за музеефикацию старинных промышленных сооружений. Такие музеи существуют в индустриально развитых странах — Великобритании, Франции, Германии. Но в Петербурге этот вопрос не решен, хотя у нас есть старинные промышленные постройки, пригодные для подобных нужд, даже на территориях ныне действующих заводов. Наш город до сих пор не имеет музея техники и промышленности, а ведь пока еще на некоторых предприятиях хранятся документы и оборудование, имеющие многовековой возраст и большую историческую ценность. Такой музей можно создать, используя помещения старинных построек ХVIII века, находящиеся на территории Ижорского завода. Сегодня они находятся в крайне депрессивном состоянии, хотя внутренняя архитектурно-пространственная среда с бассейном и обводным каналом до сих пор поражает своей продуманностью и совершенством. Первые шаги в освоении этих территорий начинают осуществлять музейные службы самого Ижорского завода. Старинная котельная мастерская Балтийского завода в прежние времена даже называлась «выставочное здание», то есть изначально была предназначена для выполнения этой функции. Ее очень легко сегодня приспособить под торгово-выставочный комплекс. Но, к сожалению, наша действительность до сих пор еще не позволяла осуществить такие проекты.

\

Обретая новую жизнь

\

И все же примеры перепрофилирования старинных промзон в Петербурге уже существуют. Старинная водонапорная башня, возведенная в 1859 — 1962 годах гражданскими инженерами И. А. Мерцем и Э. Г. Шуберским, преобразована ныне в Музей воды. Внешне это строение, будучи дополненным панорамным лифтом в стеклянной пристройке, выполненным в стиле хай-тек по проекту студии «Интерколумниум», представляет собой сочетание архитектуры вчерашнего и сегодняшнего дня. Здание старинной фабрики Лаферм (в социалистические времена — табачной фабрики им. Урицкого) приспособлено сегодня под офисы и магазины. Такие центры разместились сейчас и на территории известной в прошлом прядильно-ниточной фабрики Штиглица (Невская прядильно-ниточная мануфактура, впоследствии — комбинат им. Кирова), а также в помещениях бывшей фабрики братьев Гук на Уральской ул., 10/17 (Северная ткацкая мануфактура, затем — фабрика им. Желябова). На территории Варшавского вокзала создается коммерческий торгово-складской центр фирмы «Адамант». Инвестиционный пакет документов подготовлен КГИОП по промышленной территории старинной солодовни «Бавария» (в социалистические времена — пивзавод «Красная Бавария»).

\

Ломать — не строить

\

К сожалению, компании, занимающиеся освоением и реставрацией индустриальных памятников архитектуры, не всегда подходят к этому с должной мерой ответственности. Так, после продажи на 17-й линии В. О. зданий бывшего военно-подковного завода Посселя (впоследствии — завод «Эскалатор») новые хозяева стали без согласования с КГИОП пристраивать к ним мансарды. В процессе судебного разбирательства требования КГИОП были признаны справедливыми, и сегодня эти мансарды подлежат разборке. Но поставить заслон самоуправству удается не всегда. Например, уникальные так называемые пыльные башни бумагопрядильной мануфактуры на Обводном канале, 62, были самочинно снесены год назад. Безвозвратно пропала не только ценная архитектура, но и находящаяся внутри раритетная техника. Никакими судами их теперь уже не вернешь. Одним из последних примеров вопиющей бесхозяйственности находящихся на территории военных подразделений стал пожар, серьезно повредивший здание Новой Голландии.

\

До сих пор большинство разработок по современному использованию старинных индустриальных построек в Санкт-Петербурге находилось только в стадии проектирования. В условиях изменения форм собственности начали предприниматься определенные меры — создание градостроительных регламентов, фиксирующих возможности изменения использования строений, выявление территорий, где существует опасность деградации среды, введение дифференцированной платы за землю. Формируются агентства по развитию территорий в перспективных и застойных зонах. Среди предложений по перепрофилированию — проекты Главного газового завода на Обводном канале, набережной Малой Невы и судостроительных заводов в устье Невы. Все они разрабатываются при участии и наблюдении городских властей.

\

Сегодня можно надеяться, что программа преобразования и реструктуризации старинных промышленных территорий, вошедшая в список приоритетных задач Генерального плана развития Петербурга, поможет сделать этот процесс более целенаправленным и эффективным.

\

ФОТО Александра ДРОЗДОВА