Санврачи на границе: враг не пройдет

Санврачи на границе: враг не пройдет

Тысячи тонн разнообразных продуктов питания ежедневно привозится в Петербург из других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Тысячи тонн разнообразных продуктов питания ежедневно привозится в Петербург из других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. И если вы думаете, что везут нам самое только самое свежее, качественное и лучшее – то вы, читатель, глубоко ошибаетесь. И для того, чтобы на стол горожан не попали некачественные, а подчас и опасные продукты, приходится проводить серьезную работу. С июня этого года в городе проверяет качество продукции и выдает карантинные разрешения на ввоз и продажу продукции Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Россельхознадзор).

Как говорит руководитель Россельхознадзора Николай Широков, за три месяца работы Управлению пришлось столкнуться с определенным противодействием со стороны бизнес-сообщества, в основном импортеров продукции. Напомним, что на днях в газете «Коммерсант» была опубликована статья, в которой приводились жалобы девяти компаний-импортеров, таможенных брокеров и экспедиторов на действия Россельхознадзора и коммерческих компаний (ООО «Форт» и ООО «Гринвей-Нева»), осуществляющих посредническую деятельность при проверке продукции и выдаче карантинных разрешений. Глава Россельхознадзора сообщил, что силами одного управления организовать проверку всей продукции, поступающей любыми путями в город, а также вывозимой из города на экспорт – сложно.

Поэтому управление работает совместно с четырьмя лабораториями, которые являются его референтными центрами. Лаборатории, в свою очередь, имеют право заключать договоры с теми коммерческими организациями, с которыми посчитают нужным это сделать. Причем их устав не предусматривает проведение каких-либо конкурсных процедур при выборе организаций. А то, что в каких-то фирмах-посредниках работают бывшие специалисты из системы реформированного санконтроля, так где ж их нет, бывших-то...

В частности, отбором проб животной продукции является ФГУ «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория». Так недавно были остановлены поставки мяса двух аргентинских заводов.

Как сообщил директор лаборатории Александр Коренков, договор с компанией «Форт» был заключен для более оперативной доставки проб до ветеринарных пунктов. Компания оформила автомобили, санитарные паспорта и т.д. В договоре также оговорено, что компания приобретает прибор для экспресс-анализа продукции, который позволит сократить время экспертизы до 24 часов.

Претензии по срокам исследований являются, по словам Николая Широкова, также необоснованными. Все дело в том, что на отбор проб и получение анализов требуется как минимум 48 часов (теперь с новым прибором время сократится до 24). И если раньше машины уходили из порта с грузом и ветеринарным свидетельством через 6 часов – это свидетельствует не о быстрых темпах работы служб ветеринарного контроля, а об их недобросовестности. Даже современное оборудование, с помощью которого анализы проводятся электронным методом, не позволяет делать экспертизу в столь короткое время. А если проводить анализ на микроорганизмы как обычно, выращивая их на питательной среде, а затем типизируя, то это, по словам Александра Коренкова, займет не менее 7 дней.

Николай Широков говорит, что и сейчас еще не все работает так, как надо, и федеральные законы не исполняются в полной мере. Но контроль, по его мнению, стал вестись более качественно, - об этом говорит тот факт, что с 15 августа по 13 сентября было направлено 1063 пробы животной продукции на мониторинг и 11590 – для проверки на наличие сальмонеллеза, где было обнаружено 11 положительных проб на сальмонеллез и еще 3 на листериоз. Между тем за 7 месяцев 2005-го года (с января по июль) мониторинг не проводился вообще, а для проверки на сальмонеллез было направлено более 125 тысяч проб, среди которых выделено 3 положительных. Сравните: 14 положительных проб за месяц и всего три за 7 месяцев.

Очень сложная ситуация складывается с поставками продуктов из других регионов России и стран СНГ. По словам Николая Широкова, 70-80% продукции привозится не то что с нарушениями, а вообще без документов. Выборочная проверка продукции из этих регионов показала: примерно в 8% случаев выявлено значительное превышение содержания пестицидов, тяжелых металлов, нитратов и в 2% - превышение на грани допустимого. Это и огурцы из Брестской области (Белоруссия) – в 150 тонн из тысячи содержание пестицидов превышает ПДК в 4 раза, в 2 раза – по нитратам. Морковь – превышение концентрации кадмия в 2,2 раза, в дынях и кабачках из разных регионов России нитратов оказалось больше в 2-6 раз, а в украинских грушах нашли пестициды, которых там вообще не должно быть.

Всего же за 8 месяцев 2005-го года через контрольные ветеринарные пункты Петербурга и Ленобласти ввезено 1,2 миллиона тонн мяса и мясопродуктов, 440 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, почти 105 тысяч тонн молока и молочных продуктов, более 3 тысяч голов животных и 8 миллионов голов суточных цыплят. Из них было задержано и приостановлено к ввозу 46,6 тысяч тонн мясной продукции, 9,9 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, 2,5 тысячи тонн молока и молочных продуктов, 1 животное и 57 тысяч цыплят.

Как говорит Николай Широков, необходимо преградить путь недобросовестным поставщикам, чтобы на стол к петербуржцам попадала безопасная продукция.

Мария Мокейчева
Фонтанка.ру