Будущее строительных отходов

Будущее строительных отходов

Ежегодно в Санкт-Петербурге образуется более 3 млн тонн строительного мусора. В ближайшее время, по прогнозам специалистов, его количество будет увеличиваться за счет крупных проектов по сносу зданий и наращивания темпов строительства в городе.

Ежегодно в Санкт-Петербурге образуется более 3 млн тонн строительного мусора. В ближайшее время, по прогнозам специалистов, его количество будет увеличиваться за счет крупных проектов по сносу зданий и наращивания темпов строительства в городе.

Из общего объема строительного мусора отходы бетона, железобетона и кирпича составляют более 60 процентов. К сожалению, в настоящее время утилизация строительного мусора требует больших финансовых затрат, что, в свою очередь, приводит к образованию несанкционированных свалок строительных отходов как на территории Ленобласти, так и в городской черте. Только на территории Санкт-Петербурга официально зарегистрировано около 300 несанкционированных свалок; если посмотреть по составу мусора, то 90 процентов – это строительные отходы.
Некоторые строительные организации из экономии денежных средств закапывают строительный мусор прямо на объекте строительства или поблизости. Так, например, проводя реконструкцию моста Александра Невского на Октябрьской набережной, строители зарыли в землю более 1 тыс. куб. метров железобетонных конструкций, оставшихся от разборки и ремонта моста. Строительная компания «Возрождение», проводя реконструкцию набережной, столкнулась с дополнительными трудностями по извлечению и утилизации ЖБИ, в том числе понесла и финансовые затраты. Ежегодно тысячи тонн бетона и железобетона извлекаются со дна водоемов города и области, а ведь строительные отходы не гниют, не распадаются, а только уплотняются и накапливаются в местах их складирования.
Не принимая экстренных мер по утилизации строительного мусора, мы вплотную приближаемся к экологической катастрофе. Есть ли выход из создавшейся ситуации? Да, выход есть, выход экономически выгодный и экологически безопасный. В частности, в Москве с 1995 года утилизация строительных отходов осуществляется специализированными организациями, которые оказывают услуги строительным организациям комплексно: вывоз, хранение, размещение и утилизация строительных отходов путем их переработки во вторичный щебень. Десятилетний опыт работы таких предприятий доказал взаимную экономическую выгоду как строительных организаций (мусорообразователей), так и организаций, осуществляющих переработку.
Наш город строится и развивается, поэтому в последние годы на строительном рынке Петербурга внедряется накопленный опыт других регионов по обращению со строительными отходами. В частности, в настоящее время в Санкт-Петербурге успешно работают такие организации, как «Терминатор», ХК «Ассоциация по сносу зданий», «Ольвекс», «Мобис», Дробильно-сортировочный комплекс №1. В основном все фирмы задачу по утилизации строительных отходов выполняют комплексно: от сноса зданий до переработки строительных отходов на объектах строительства. Вторичный щебень, который образуется после переработки строительных отходов, используется этими организациями при проведении собственных строительных работ, исключение составляет ООО «ДСК №1». Эта организация разместила мобильный комплекс по переработке на площадке, арендуемой в Красногвардейском районе, осуществляет прием строительных отходов от поставщиков, перерабатывает их во вторичный щебень, который в дальнейшем реализуется на строительном рынке.
Эффект такой работы очевиден, и в выигрыше остаются все: строительные организации – тем, что экономят денежные средства на размещении и вывозе строительных отходов, переработчики – экономической заинтересованностью, жители города и области – тем, что перестают, наконец, образовываться новые свалки строительных отходов, тем самым сохраняется экологическая среда.
В настоящее время размещение отходов производится на территориях организаций, имеющих лицензии и лимиты на размещение строительных отходов. Лицензия выдается Ростехнадзором при наличии проекта и заключения экологической экспертизы. Все полигоны, на которых сейчас производится размещение строительных отходов, находятся на территории Ленинградской области, в частности, в
п. Новоселки, Лепсари, Волхонское шоссе, Экомониторинг. Утверждение лимитов на размещение строительных отходов осуществляет Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Санкт-Петербургу. Однако в связи с тем, что строительные отходы относятся к разделу коммерческих, утвержденных тарифов на вывоз и размещение таких отходов нет. Поэтому оплата за вывоз и утилизацию строительного мусора производится на основании протокола договорной цены. В нее входит расстояние до места размещения, а поскольку все полигоны расположены на территории Ленинградской области, то стоимость размещения в 3-4 раза выше, чем вывоз таких отходов на переработку. Стоимость переработки 1 куб. метра строительных отходов в городской черте составляет от 100 до 120 рублей, а стоимость вывоза на полигон того же 1 куб. метра строительного мусора стоит около 500 рублей.
В сложившейся ситуации, когда строительные организации вынуждены заключать невыгодные им договоры или создавать несанкционированные свалки строительного мусора, возникает вопрос: может быть, у организаций-переработчиков недостаточно производственных мощностей на переработку строительных отходов во вторсырье? Оказывается, нет, мощности хватает. Более того, по словам директора ООО «ДСК №1» г-на Антонова, дорогостоящая, высокопроизводительная дробильно-сортировочная установка простаивает, а причина прозаична – отсутствие сырья: отходов бетона, железобетона, кирпича, т.е. строительного мусора. К сожалению, отсутствие информации о предприятиях по переработке строительных отходов, условиях приема и использованию вторичного сырья, альтернативных размещению, приводит к тому, что многие строительные организации ищут иной путь из сложившейся ситуации. Такой путь есть – это утилизировать строительные отходы самостоятельно. По итогам такой самостоятельной утилизации и получаются дополнительные свалки строительного мусора, а строители лишают себя возможности использования вторичного сырья, которое может широко использоваться в новом строительстве. Например, стоимость вторичного бетонного щебня значительно ниже стоимости природного камня и пользуется у строительных организаций большим спросом.
Согласно федеральному закону «Об охране окружающей среды» к основным принципам относится соблюдение права человека. А согласно Кодексу об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами на виновных налагается административный штраф: на должностных лиц – от 5 до 10 МРОТ, на юридических лиц – от 50 до 100 МРОТ. Сумма взыскиваемых штрафов за нарушение КоАП исчисляется миллионами рублей, также значительные средства взимаются и за негативное воздействие на окружающую среду.
Что же мешает развиваться столь выгодному во всех отношениях производству? Проведенный анализ причин медленного развития данной отрасли приводит к следующему:
– Распоряжение администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003 №1112-ра «Об утверждении Правил обращения со строительными отходами» даже по истечении 2 лет работает не в полной мере.
– Не в полной мере осуществляется контроль над работой организаций, которые обязаны исполнять Правила обращения со строительными отходами.
– Низкое общественное сознание и недостаточная осведомленность руководителей строительных организаций об условиях работы предприятий по переработке строительных отходов, а также о достижении значительного экономического эффекта.
– Недостаточно активная рекламная работа самих компаний по переработке строительных отходов и отсутствие интереса у государственных структур приводят к отсутствию информации о таком важном роде деятельности.
– Учитывая, что бетон и железобетон не разлагаются веками, а также экономическую выгоду безотходного производства, целесообразно запретить размещение строительных отходов на полигонах, а направить их только на переработку. Исключение составляют только такие строительные отходы, у которых нормы содержания радионуклидов превышают допустимые, но их размещение необходимо производить только на определенных полигонах.
– Целесообразно привлечь средства инвесторов для разборки замороженных на срок до 15-20 лет и недостроенных объектов. В первую очередь необходимо направить такие средства на ликвидацию объектов, которые несут угрозу разрушения и не подлежат реконструкции.
До 2004 года функции контроля за обращением строительных отходов были возложены на Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. В настоящее время Жилищным комитетом в установленном порядке разработаны предложения о внесении изменений в действующие нормативные и правовые акты для передачи функций контроля по обращению со строительными отходами Жилищному комитету.

Елена Петрова