Адвокатов Ходорковского объявили персонами нон грата

Адвокатов Ходорковского объявили персонами нон грата

Похоже, представителям защиты Михаила Ходорковского теперь самим требуется защита. Канадскому адвокату Роберту Амстердаму,...

Похоже, представителям защиты Михаила Ходорковского теперь самим требуется защита. Канадскому адвокату Роберту Амстердаму, представлявшему интересы осужденного олигарха, «неизвестные», накануне вечером бесцеремонно посетившие его номер в гостинице, в срочном порядке предписывают покинуть пределы России. И уже в пятницу юрист демонстрирует журналистам свой паспорт с аннулированной визой. Со «своими», российскими адвокатами, государственная машина тоже решила разобраться - Генпрокуратура обратилась в Минюст с вопросом о лишении адвокатского статуса всех защитников Ходорковского.

Об очередном решительном шаге Генпрокуратуры в пятницу в Москве в офисе «Интерфакса» заявила официальный представитель ведомства Наталия Вишнякова. По ее словам, речь идет об адвокатах Елене Левиной, Денисе Дятлеве, Антоне Дреле, Игоре Михееве, Каринне Москаленко, Владимире Сергееве, Альберте Мкртычеве и Ирине Артюховой. Представитель Генпрокуратуры не упомянула только главного адвоката Ходорковского Генриха Падву. Известный правозащитник Юрий Шмидт, представлявший интересы Ходорковского в кассационной инстанции 22 сентября, тоже оказался в этом списке. Дело в том, что Шмидт не явился на предшествующие заседания суда и, в отличие от Генриха Падвы, предъявившего больничный лист, не представил документов, оправдывающих его отсутствие.

Наталия Вишнякова фактически опровергла прозвучавшую ранее информацию о том, что отказ ряда адвокатов Ходорковского от участия в рассмотрении кассационной жалобы имеет веское основание, а именно – отсутствие соглашения с подзащитным. Такое соглашение, согласно действующему законодательству, заключается отдельно для участия защитника в каждой из инстанций. Вдруг подзащитного не устроит то, как его интересы были представлены в первой инстанции, - зачем тогда с такой защитой идти в следующую? Однако Генпрокуратура утверждает, что соглашение было заключено со всеми адвокатами, и каждый адвокат имел ордер для участия в этом деле.

Гособвинитель по делу Ходорковского Дмитрий Шохин заявил, что с адвокатами не было расторгнуто соглашение на представление интересов в кассационной инстанции. По всей видимости, Шохиным двигало исключительное человеколюбие, когда он говорил журналистам, что отказ "должен быть мотивирован" и "он не обязателен для суда, так как суд является гарантом прав подсудимого (!!! - Авт.) и может обязать адвокатов представлять его интересы". Михаил Борисович, наверное, рыдал, когда ему рассказали о подобных словах его вчерашнего обвинителя.

Перипетии, происходящие с защитой Ходорковского, представители адвокатского сообщества воспринимают настороженно, уже «квалифицируя» их как весьма опасную тенденцию. «Получается, чем профессиональнее ты выполняешь свои обязанности, тем менее угодным ты становишься государству», - заключают они. Отметим, что закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований для прекращения статуса адвоката. Применительно к ситуации к защитникам олигарха прокуратура и Минюст, по всей видимости, будут использовать такое основание как «неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем» (п.1, ч.2 ст.17 ФЗ «Об адвокатской деятельности). И при этом, как уже успел заявить гособвинитель, никто не обратит внимания на то, что доверитель-то – Ходорковский то отказался от услуг некоторых своих адвокатов! Ах, да – не мотивировав отказ...

Опальным адвокатам опального олигарха остается только уповать на корпоративную солидарность и принципиальность своих коллег из совета адвокатской палаты. Потому как (вот ведь, какое неудобство для прокуратуры) только совет адвокатской палаты субъекта федерации правомочен прекратить статус адвоката. Правда, в случае, если совет палаты в трехмесячных срок не рассмотрит соответствующего представления Минюста, орган юстиции может обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката. И тогда дело запахнет керосином. Судопроизводство в Москве – оно знаете, какое...

Самое печальное, что складывается стойкое ощущение - Ходорковский здесь уже как-то и не совсем причем. И завтра подобным образом будут выстраивать отношения с адвокатами совсем других людей – даже не столь одиозных и не так насоливших государству. Тогда мы все можем оказаться без защиты.

Елена Гусаренко,
Фонтанка.ру