А был ли «Майданчик»?

А был ли «Майданчик»?

Конфликт как орудие бизнесаВ конце прошлой недели закончилось противостояние администрации ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» и профсоюза докеров трех подведомственных стивидорных компаний.

Конфликт как орудие бизнеса

В конце прошлой недели закончилось противостояние администрации ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» и профсоюза докеров трех подведомственных стивидорных компаний. Конфликт затух так же резко, как и разгорелся. По официальной версии, в результате достигнутых договоренностей стороны остались «при своем». Однако по окончании «боевых действий» вокруг шумного трудового спора вопросов осталось больше, чем было ранее.

Немного предыстории. В июне стало известно, что у руководства питерского Морского порта возникли трения с трудовыми коллективами трех подведомственных стивидорных компаний в связи с готовящимся подписанием нового коллективного договора. Срок действия старого договора, подписанного прежним руководством акционерного общества в 1999 году и продленного в 2004 году, истекал 1 июля текущего года. Профсоюз докеров, по некоторым данным, готовил свои предложения по улучшению действовавшего коллективного договора. Но администрация порта неожиданно не только не стала рассматривать предложения профсоюзных лидеров, но и предложила свое видение нового соглашения. Профсоюз узрел в нем ущемление своих прав и призвал докеров к забастовке. Сначала предупредительной, а потому часовой. Но администрация продолжала настаивать на своих «понижающих» предложениях, поэтому конфликт только разгорался. В результате 30 августа докеры объявили бессрочную «мягкую» забастовку. То есть с этого момента работники ежедневно приостанавливали работу на один час. При этом сами профсоюзные боссы обвинили администрацию порта в защите интересов иностранного капитала. Дескать, простой порта и падение грузооборотов на руку иноземным конкурентам.

Руководство АО не осталось в долгу. Оно склонно было винить докеров, не забывая напоминать, что за время забастовки, по оценкам экспертов, порт потерял порядка 3 миллионов долларов. А в «горячий» период были сделаны и более жесткие заявления. Так, администрация обвинила профсоюзных бонз в «политической ангажированности». Дескать, они «претендуют на роль творцов “оранжевой” революции в России».

Кстати, похоже, что определенные силы и вправду попытались воспользоваться моментом и превратить площадь перед зданием администрации АО в маленький питерский «Майдан». Этакий «Майданчик». И потянулись на него помитинговать оппозиционеры всех мастей, от рядовых до депутатов Государственной Думы. Участников многочисленных митингов подвозили к Морскому порту на бесплатных автобусах. А по Питеру стала активно распространяться заказная газета (тираж — 100 тысяч экземпляров) с призывом к горожанам поддержать забастовку докеров.

Кстати, о поддержке бастующих официально заявило и региональное отделение партии «Родина». Многие наблюдатели сразу вспомнили о Виталии Южилине, представляющем «Родину» в Госдуме. Напомним, до нынешних владельцев ОАО «Морпорт СПб» контрольный пакет акций принадлежал коммерческим структурам господина Южилина. Так что, как говорится, он в Морском порту человек не чужой. Выходит, политика в минувшем трудовом конфликте вторична?

И действительно, картина предстает в ином ракурсе, если вспомнить еще одну деталь. В конце прошлого года было объявлено, что в III — IV кварталах 2005 года на торги будут выставлены городской (28,79 процента уставного капитала) и федеральный (20,2 процента) пакеты акций ОАО. Впрочем, позже было принято решение перенести продажу на начало будущего года. Но КУГИ Санкт-Петербурга заявил летом, что свою долю акций Питер обязательно продаст в текущем году. Таким образом, конфликт в порту разыгрался незадолго до продажи двух крупных пакетов акций, которые в сумме могут составить блокирующий пакет.

А между тем, по мнению специалистов, уход клиентов ОАО «Морпорт СПб» не только принес миллионные убытки. Он способен изменить капитализацию компании, и как следствие — снизить стоимость выставляемых на продажу акций. Нетрудно сделать вывод, что вся история с шумной забастовкой докеров была выгодна прежде всего тем, кто планирует дешево скупить обсуждаемые пакеты акций. Но, по мнению аналитиков, точно указать на главного заказчика конфликта сейчас не представляется возможным. Потому как все участники процесса в той или иной степени вели свою игру.

Так, администрация порта изначально выдвинула условия, которые просто не могли не спровоцировать ответную реакцию профсоюзного комитета. Одно только желание лишить профком возможности распределять по своему усмотрению один процент от фонда заработной платы чего стоит. По оценкам специалистов, сумма данного вопроса — около шести миллионов в год! В то же время КУГИ как держатель городского пакета акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» повел себя достаточно странно. Городские власти фактически устранились от ситуации, заняв позицию «невмешательства в трудовой спор». Сами же докеры, вероятно, пользовались поддержкой неких внешних сил, которые действовали через различные политические структуры, а потому остались «в тени».

А пока планируется, что в день выхода данного номера нашей газеты новый коллективный договор в порту будет-таки подписан. Вероятно, во многом тому поспособствовал тот факт, что такие компании как «Русский алюминий» и «Северсталь» заявили о возможном отказе от перевалки своих грузов в питерском порту. Естественно, из-за затянувшегося внутреннего конфликта. А вот это, судя по всему, уже не входило в основной сценарий разыгрываемого действа.

Владимир Андропов

Газета Московский Комсомолец в Питере №38/73 за 21-09-2005