Медальный уголок

Медальный уголок

У всякого нашего тренера дома непременно отыщется уголок, мимо которого тренер проходит, затаив дыхание. Замедлив шаг. Медальный уголок! Кому-то в тот уголок вешать нечего, кроме похвального листа за третий класс да бумажки из ВШТ, – и вешают тренеры дедовские медали.

У всякого нашего тренера дома непременно отыщется уголок, мимо которого тренер проходит, затаив дыхание. Замедлив шаг. Медальный уголок!

Кому-то в тот уголок вешать нечего, кроме похвального листа за третий класс да бумажки из ВШТ, – и вешают тренеры дедовские медали. Медаль за город Будапешт.

У кого-то, напротив, медалей столько, что сервант не открыть – вываливаются. Вот Семин Юрий Палыч, например. Сколько медалей? Какая – самая дорогая? Полистайте семинские интервью: там есть ответ на ваш вопрос. С вариациями. Вчера Юрий Палыч «самой дорогой» обзывал ту медаль. Сегодня – эту.

А у Газзаева? Вот медаль за первое провинциальное чемпионство. А вот за Кубок УЕФА. Валерий Георгиевич к медалям относится трепетно …

Кто-то лез в призеры, забыв обо всем. Призерство становилось идеей фикс, как у Ткаченко Германа Владимировича. На призерский кон швырялось все до последней сорочки. И где нынче та медаль? Что принесла?

И каково читать было после интервью уважаемых людей, обладателей синих номеров, после раменского матча: «Если б «Сатурну» надо было, он бы порвал эти «Крылья»…»

А в раздевалке «Крыльев» теми же минутами стреляли. Это Герман Владимирович откупоривал шампанское для своей команды – не прислушиваясь к ехидному. Все ради праздника.

Нам, корреспондентам, всегда не хватало такого человека, как Петржела. Который при виде диктофона готов забыть о чем угодно – и отправить проводить тренировку пана Боровичку.

А сам Петржела будет говорить и говорить. Думаете, это плохо? Это – здорово. Если воспринимать футбол как шоу, то интервью куда важнее тренировки. С тренировкой и Боровичка отлично справится. А такое интервью, как пан Власта, не даст никто на невских берегах…

В Питере тоже все – ради праздника. Боженька даст – выйдет Питер в чемпионы. Подарив не только праздник городу – но и Петржелу нам всем еще на несколько лет.

А Петржела – это уже праздник.

Быть может, не погаснет по осени «Спартак». Славная команда. Вполне достойная каких-то медалей.

И Александр Петрович Старков по такому выдающемуся случаю даст первое интересное интервью.

«Спартак» называют добротным – и, как ни выворачивайся, лучше определения не подобрать. «Спартак» именно добротный.

Такими и бывают третьи призеры, – отличаются старательностью и сообразительностью. Хорошей школой.

«Крепкая организованная команда» – такими словами, кажется, привычно поощряет неприятелей после матчей Старков. Будь то «Ростов» или «Локомотив».

Лучше не скажешь. Про «Спартак». Который в XXI веке нежданно оказался силен обороной из детей всех народов и вратарем.

А когда-то «Спартак», как году в 88-м, не дотягивал до призерской тройки. Но помнятся до сих пор матчи того года – вроде игры против Киева на стадионе «Динамо». Перед которым Дасаев насилу поднял над головой увесистый приз лучшему вратарю мира.

А Суслопаров забил гол – который до сих пор стоит перед глазами. Как и октябрьское табло с цифрами 1:0.

Вспомните ли вы через год хоть один матч «Спартака» нынешнего? Может, вспомните, как обыгрывали московское «Динамо» с неприличным каким-то счетом?

Я и сейчас-то не помню. И второй раз этот крепкий организованный футбол смотреть не захочу.

О медалях в нашем с вами футболе говорить – дурной тон. А хороший тон – говорить о «зоне УЕФА».

Про эту самую зону вам кто угодно расскажет, хоть тренер Шевчук. Обладатель медали УЕФА.

О «зоне УЕФА» начал было разговор даже словоохотливый Шум во Владикавказе: «Эта команда должна была бороться за совсем другие места. За зону…»

Шума оборвали на полуслове. Договорить не дали. УЕФА – потом.

Кто-то ставит задачу сам – как футболисты «Сатурна». А два генерала, Громов с Аксаковым, поощрили товарищей игроков откуда-то сверху: «Это наш эксперимент…»

Эксперимент закончился тем же, чем обычно завершаются раменские эксперименты. Ничем. Местом и за медальным уголком, и за зоной УЕФА.

И новыми большими надеждами, и новой командировкой селекционной службы в Бразилию, новыми кассетами, которые на всякий случай смотрят VIP-болельщики, – и даже свежим тренером.

«Локомотив», объявленный чемпионом едва ль не летом, высказал свое «позвольте». И пошло-поехало – Хохлов вышел из формы настолько, что смотреть страшно, в ворота могучего Босса залетает не пойми что, всеми любимый Хазраилыч сбивается на истерические нотки после очередного загадочного матча – вроде того, что выдался против «Бранна».

О медалях рассуждало по весне даже московское «Динамо». Вполголоса, как и подобает организации. Но люди в сером так и остались людьми в сером – каких Манише им ни привози.

О медалях, как ни странно, говорил «Терек». Причем не о каких-то жетонах первой лиги – до которым вестнику мира и весны нынче снова близко, – чеченское футбольное начальство говорило о Лиге чемпионов. На мелкое не размениваясь.

Спросите Валерия Георгиевича – рад ли будет второму месту?

Нет, лучше не спрашивайте! Газзаев слово «второй» ненавидит и реагирует на него похлеще, чем бык на красную тряпку.

Но… Сергей Овчинников толковал перед репортерами совсем недавно: «Чемпионами будем мы». Ему робко возражал из Ватутинок Ролан Гусев: «Нет, мы».

Босс хмурился: «Карвалью – не игрок. И Олич не игрок. А Кержаков – игрок…»

Карвалью прерывал ненадолго карнавал в собственной квартире. Переходя, должно быть, на пылкий русский: «Кто такой Овчинников? Вот Акинфеев – это вратарь, гораздо надежнее. Гораздо».

Это – тоже борьба за пьедестал. Не все ж Моуринью с Венгером браниться.

В Европу хочет «Москва» – тот же Валерий Георгиевич давеча энергично комментировал те хотения. Вот вам Европа, вот вам пьедестал.

Менеджер Белоус немедленно ответно отдавливал мозоль – газзаевское самолюбие: «С Газзаевым я разговаривать не буду, не мой уровень…»

Так и слышу, как читал утренние газеты по дороге в Ватутинки Валерий Георгиевич.

Помню случай – тренировал ВГ московское «Динамо». Играть в еврокубках с «Лиллестремом». Планировалось изначально, что жить будет газзаевская команда в пятизвездочном отеле, минутах в пяти езды от стадиона.

И тут подходит кто-то трепетный к Валерию Георгиевичу с разговором – мол, не пять звезд, а три. И езды до поля больше получаса.

Газзаев эмоцию в себе не глушил. Выдал в ту же секунду дословно: «Категорически на …!»

И сейчас, должно быть, молвил подобное. И не просто, а «категорически». И по-мужски, скорее всего, был прав!