Корты, деньги, два ствола: кто платит за большой теннис и женский гандбол в Петербурге

Корты, деньги, два ствола: кто платит за большой теннис и женский гандбол в Петербурге

В понедельник в Петербурге стартовал XI Международный теннисный турнир мировой серии St.Petersburg Open. Директорат турнира с 1999 года возглавляет Михаил Рыдник -- впрочем, одним теннисом его интересы не ограничиваются.

В понедельник в Петербурге стартовал XI Международный теннисный турнир мировой серии St.Petersburg Open. Директорат турнира с 1999 года возглавляет Михаил Рыдник -- впрочем, одним теннисом его интересы не ограничиваются.

Компания "Открытый Санкт-Петербург" проводит соревнования по мототриалу, фехтованию, парусу, пляжному волейболу, а в этом декабре организует в Петербурге чемпионат мира по гандболу среди женщин. Таким образом, Михаил Рыдник сегодня -- самый успешный (если не единственный) в Петербурге менеджер в области спорта. Кстати, и генеральным директором только что созданного по инициативе Смольного Фонда развития спорта назначен был опять он.

-- Этот St.Petersburg Open по звездности уступает своим предшественникам -- и Сафин отказался от участия. Это для вас большое горе или маленькая неприятность?

-- Расстроен, конечно, нам это неприятно, но трагедии, как кто-то уже пытается представить, не случилось. Ну, кто ж знал, что Сафину помешает приехать травма? Мы всегда нацелены на то, чтобы привозить звезд -- раз тратим деньги, должны быть яркие игроки. В течение года ведем переговоры с теннисистами, но результат не всегда оказывается положительным. Этот год в данном плане не сложился. И все равно нынешний состав участников интересен сам по себе. Тем более по нынешним временам. Явных звезд сегодня в мужском теннисе стало значительно меньше. Появилась плеяда молодых игроков, которые показывают высокие результаты, но знакомы только специалистам, широкой публике их имена неизвестны. Поэтому приглашать их на коммерческой основе мы пока не решаемся.

-- На коммерческой основе -- это значит выплачивать игрокам определенное вознаграждение уже за сам факт приезда в Петербург?

-- Именно так. Нас, помнится, осуждали, когда мы и Агасси пригласили на таких условиях. Хотя, считаю, критиковали нас абсолютно зря. Далеко не все специалисты тенниса видели когда-нибудь его игру вживую, что уж говорить о рядовых зрителях. Рад бы был пригласить Агасси и нынче, но он уже в том возрасте, что играет исключительно в самых престижных турнирах серии "Мастерс".

-- А Федерер и Роддик?

-- Федерер традиционно играет на проходящем параллельно турнире в Базеле, это его родной город. Двухлетний контракт с Базелем имел и Роддик, и мы начали с ним переговоры относительно приезда в Петербург на следующий год. А других звезд в мировом теннисе я сегодня не вижу. Если они и есть, то довольно спорные.

-- Если бы призовой фонд турнира составлял не 1 миллион долларов, а, скажем, 5 миллионов, то ведущие теннисисты к вам бы побежали?

-- Призовой фонд St.Petersburg Open больше быть не может, для турниров нашей категории 1 миллион -- это максимальная сумма. Чтобы повысить призовые, надо стать турниром серии "Мастерс", которых всего девять.

-- А как попасть в эту серию?

-- Это возможно, только если отвалится кто-то из этой девятки. Например, захочет продать свой турнир, и мы его купим за сумасшедшие деньги. Но это нереально. Вот если люди бизнеса, как это уже есть на Западе, наконец поймут, что вкладывать деньги в спорт, в нашем случае в теннис, престижно, выгодно, наконец, красиво, и бюджет нашего турнира вместо нынешних двух, составит, скажем, пять миллионов долларов, соберется звездная скамейка. Мы будем чувствовать себя свободнее, раскрепощеннее в переговорах с игроками, и они сразу к нам приедут. Насколько я знаю, на том же турнире в Базеле на приглашение теннисистов уходит до двух с половиной миллионов.

-- Откуда вы взяли нынешние два миллиона?

-- У нас есть два акционера -- компания "Конти" и компания "Гогланд". Они не просто акционеры, но и финансовые гаранты турнира. Принят бюджет в два миллиона, они его в соответствии с годовым финансовым планом выплачивают. Мы параллельно в течение того же года, занимаясь маркетингом, продажей рекламных позиций, пытаемся привлечь деньги. Привлеченными средствами мы и компенсируем их затраты. Они дают деньги вперед, чтобы все произошло вовремя, мы эти деньги возвращаем.

-- Все деньги им возвращаете?

-- К сожалению, пока мы на сегодняшний день убыточны -- не возвращаем столько, сколько тратим. У нас наблюдается положительная динамика, но она невелика. Хотелось бы шаг увеличить. При этом, правда, невозможно подсчитать, какую финансовую отдачу получают акционеры или наш генеральный партнер "Газпром" от своей рекламы в рамках турнира. Мировая практика показывает, что 40% от бюджета соревнований покрывается билетной программой, но мы не можем заряжать высоких цен -- турниры просто будут проходить при пустых трибунах.

-- Какие у вас отношения с Кубком Кремля?

-- Партнерские, перенимаем опыт друг у друга. У них несколько иной подход, больше участвует правительство. Так сложилось исторически со времен ярого поклонника тенниса Бориса Ельцина. Но и наш губернатор неравнодушна к спорту, Валентина Ивановна женщина энергичная, азартная и к теннису тоже неравнодушна. В этом году снова примет участие в турнире PRO-AM, который продет в рамках St.Petersburg Open, и сыграет в паре с кем-то из участников основной сетки.

-- Опыт зарубежных турниров изучаете?

-- Конечно, езжу на многие турниры, был на US Open, веду специальную книжечку, где помечаю все увиденное, многое использую затем у нас.

-- А им у вас есть чему поучиться?

-- В чем St.Petersburg Open нет равных, так это в организации питания для участников. Там приходит спортсмен с пластмассовым подносом и получает на выбор -- либо мясо с картошкой, либо куру с картошкой. И больше ничего. Таких разносолов и такого сервиса, как у нас, там не бывает.

-- Чтобы лидировать не только в гастрономии, вам, может быть, стоит сосредоточиться на теннисе, не отвлекаясь на другие соревнования?

-- В свое время мы занимались исключительно теннисом, но в какой-то момент набралась критическая масса опыта, и мы почувствовали, что готовы на большее. Захотелось еще что-то попробовать, попробовали -- получилось. Начали с мототриала, нам понравилось, понравилось и зрителям. Затем взяли на себя этап Кубка мира по фехтованию. К тому же такое разнообразие предложений -- плюс для нашего отдела маркетинга, который предлагает клиентам более широкий спектр услуг. Хотя есть и компании, готовые вкладываться только в теннис. Да и не одни мы такие, кто разными видами спорта занимается. Когда мы заинтересовались пляжным волейболом, я поехал в Милан, посмотреть, что это такое, -- прежде-то никогда не видел. Так оказалось, что компания-организатор занимается и проведением велогонки "Джиро д'Италия".

-- За чемпионат мира по гандболу вы взялись не по собственной инициативе, а по просьбе Смольного. Не могли отказаться от лишней головной боли?

-- А как я мог отказаться, если город просит? К тому же я, как профессионал, видел, что группа людей, которая объявила, что берет на себя чемпионат, не справилась бы с задачей. Это был бы просто позор для города. Так что взялись, хотя это и некстати для нас -- интервал между St.Petersburg Open и чемпионатом минимальный. Признаться, тяжело, уж больно сложная, объемная организация -- три спортивные арены, 20 игровых дней, 24 команды, всех расселить и накормить, развезти по городу. В общем, участников и хлопот много, а зрителей -- мало. Гандбол, к тому же женский, не больно популярен у нас.

-- Обычно вы -- хозяин проводимых вами соревнований, с гандболом все не так?

-- Нам тоже отдано практически все. Хотя лучше бы не отдавали -- денег не хватает, вокруг много непрофессиональных людей, которые чего-то требуют, а сами делать ничего не хотят. Не занимаемся только рекламой. Всеми правами на нее по договору с международной федерацией гандбола владеет итальянская фирма "Спортфайф". Они познакомили нас с расценками, так цифры абсолютно неадекватные для нашей страны -- по 50 тыс. долларов за двухметровый баннер. Мы поинтересовались, можно ли корректировать расценки, они ответили "Нет". Мы в итоге отказались, пусть сами этим занимаются.

-- То есть на теннис деньги легче найти, чем на гандбол?

-- Получить любые деньги тяжело. Но на теннис, конечно, полегче, чем на гандбол, тем более женский. Другое дело, если бы на женский теннис.

-- Каков объем рекламного рынка на спортивных соревнованиях в год в Петербурге.

-- Эта цифра просчитывается абсолютно четко, если вести речь о Петербурге, и составляет от 5 до 7 млн долларов в год. В разных формах -- корпоративный спорт, поддержка клубов, спонсорские права, размещение рекламы на мероприятиях. По большей части в спорт вкладывают компании, имеющие интересы в Северо-Западном регионе.

-- С этими же компаниями вам предстоит сотрудничать как руководителю Фонда развития спорта. На что пойдут первые собранные деньги?

-- Мы знаем положение по всем командным видам спорта. Вырабатываем концепцию, по которой будем оказывать помощь. Деньги не должны уходить в воздух. Ведь как бывает, приходит кто-то из команды, у нас, мол, нет денег на выезд, скажем, в Смоленск. Съездили, вернулись, хорошо еще, если с очками, и снова пошли за деньгами. Средства фонда не могут просто проедаться, они должны идти на развитие, а получившие их стремиться показывать высокие результаты. Представители команд или отдельные спортсмены должны отчитываться не просто квитанциями за истраченные деньги, но и обязательством что-то выиграть. При этом я бы не хотел, чтобы наш фонд стал неким финансово-карающим органом. Он должен быть скорее дружественным. Дать денег, это понятно, но бывают проблемы не только финансового плана -- будем приглашать, беседовать, советовать. Хотелось бы создать доверительную атмосферу. Ведь бывает беда, а поговорить не с кем.

-- Приоритеты по видам спорта уже выработаны?

-- Конечно, если размазывать деньги по всем видам, помощь вряд ли получится эффективной. Надо будет сконцентрироваться на самых зрелищных и любимых болельщиками. Уже объявлено, например, что русский хоккей в число приоритетных не попадет. Непонятная какая-то для Питера пока забава -- катка нет, зимы нет, тренироваться негде, но по календарю команда должна ехать в Красноярск. А это, между прочим, 15 тысяч долларов только на дорогу и проживание. И выезд такой у команды не один за зиму, а ей еще надо тренироваться, экипироваться и зарплату игрокам платить. Наверное, пусть там в Сибири в русский хоккей и играют, нам же стоит сконцентрироваться на чем-то другом. У нас вот легкая атлетика в ужасном состоянии, а это фундаментальный вид спорта. Многие спортсмены постигают азы именно в легкой атлетике, а потом идут в другие виды. Если пропала команда по какому-нибудь виду спорта, это не так страшно. Когда же пропадает такой вид, как легкая атлетика, то рушится целая система подготовки. Не станет специалиста, который потом будет заниматься со следующим поколением.

-- Понятно, что деятельность фонда будет пересекаться с работой городского спорткомитета?

-- Спорткомитет ничем похожим никогда не занимался, и дорогу мы ему не перебегаем, стараемся работать в контакте. К тому же новый председатель спорткомитета Вячеслав Чазов входит в руководство нашего фонда.

-- Но стоило вице-губернатору Тарасову объявить, что команда по русскому хоккею финансироваться не будет, как ее руководители сбегали в спорткомитет, и говорят, что Семен Кострыкин, один из замов Чазова, обещал им поддержку...

-- Ну, не знаю, может у Кострыкина свой фонд есть.

-- Вы возглавили фонд, а Петербург подал заявку на проведение чемпионата мира по фехтованию в 2007 году. Не боитесь разговоров, что Рыдник, мастер спорта по фехтованию, тянет одеяло на себя, поскольку его компания "Открытый Санкт-Петербург" проводит ежегодный турнир как раз по этому виду спорта.

-- Ничего не боюсь. Хотя бы уже потому, что заявку мы подавали задолго до того, как вообще появился этот фонд. Мы еще в 2004-м начали претендовать на чемпионат, но нас попросили пропустить вперед немцев, которые захотели провести первенство в 2005-м, и мы благородно согласились. Итальянский Турин подвинули на 2006-й, нам остался 2007-й. И немцы, и итальянцы обещали нам теперь поддержку.

-- Этой поддержки хватит, чтобы получить чемпионат?

-- Решение будет принято в ноябре в Катаре. Проведенные нами этапы Кубка мира имели положительную оценку по всем компонентам, да и традиции в этом виде у нашего города есть. Так что у нашего соперника, болгарского Пловдива, если подходить объективно, шансов бороться с Петербургом просто нет. Я бы на их месте сам заявку снял. Хотя конъюнктурные течения, конечно, возможны.

Кстати

Как стало известно на прошлой неделе, среди участников XI Международного теннисного турнира St.Petersburg Open (24 -- 30 октября, СКК "Петербургский") из-за травм не будет Марата Сафина, Жиля Мюллера и Альберто Монтаньеса. Теперь десятка сильнейших выглядит следующим образом -- Николай Давыденко (Россия), Томас Юхансон (Швеция), Макс Мирный (Белоруссия), Михаил Южный (Россия), Николас Кифер (Германия), Ярко Ниеминен (Финляндия), Грег Руседски (Великобритания), Фернандо Вердаско (Испания), Кароль Бек (Словакия), Андрей Павел (Румыния). Дневная программа игр будет открываться в 15.00, вечерняя -- в 19.00. Начало полуфинальных и финальных матчей с субботу и воскресенье -- в 14.00.

Среди околотурнирных мероприятий матч Pro-Am, в котором, как и год назад, выразила желание сыграть Валентина Матвиенко, турнир Junior St.Petersburg Open среди сильнейших российских юниоров до 14 лет, VIP-турнир, турнир среди представителей СМИ на призы Powerade.

В рамках Дня ребенка 25 октября сильнейшие теннисисты мира проведут детский мастер-класс, 27 октября состоится традиционная встреча ветеранов российского спорта, а 28-го -- церемония включения в Зал российской теннисной славы новых лауреатов. Специальные рекламные акции в рамках турнира запланировали и многочисленные партнеры St.Petersburg Open.

Сергей Лопатенок