Tревожная твердость рубля

Tревожная твердость рубля

В последнее время, когда уровень цен на нефть держится на рекордных уровнях, российская экономика столкнулась с проблемой излишне укрепляющейся национальной валюты.

В последнее время, когда уровень цен на нефть держится на рекордных уровнях, российская экономика столкнулась с проблемой излишне укрепляющейся национальной валюты. Когда в 90-е годы прошлого века одной из главных бед было падение рубля по отношению к ведущим мировым валютам, многим казалось, что панацеей является твердый рубль. Однако время показало, что это не так. Вернее, не совсем так. Рубль должен быть в меру твердым и в меру мягким, а любое отклонение в ту или иную сторону, как говорится, чревато.

Вопреки глобальному потеплению

\

Итак, основным фактором укрепления рубля остаются высокие мировые цены на нефть, которые уже давно держатся на уровне, превышающем 50 долларов за баррель. Следствие этого — укрепление национальной валюты. Причем снизить высокие цены на «черное золото» не может ни прогноз глобального потепления (специалисты Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США — НАСА объявили 2005 год самым теплым в новейшей истории), ни проблемы бензинового рынка. Ведь далеко не секрет, что во всем мире продажи бензина падают из-за его высокой стоимости: автовладельцы предпочитают прогуляться пешком или пересесть на велосипеды.

\

Тем не менее нефть — это не только бензин. Впереди зима. И, несмотря на все прогнозы «глобального потепления», она, по всей видимости, предстоит холодной. А тут как раз некстати на США обрушился ураган «Катрина». И, как следствие, в Штатах снизилась собственная добыча нефти и газа. Но если нефть можно купить в других странах, то газ в обычном танкере не перевезти — нужны специальные суда, да и комбинаты, где его можно переводить в сжиженное состояние. А значит, отапливаться этой зимой американцам придется все теми же продуктами нефтепереработки. Стоит вспомнить, что речь идет о США — крупнейшем мировом потребителе нефти. При этом нельзя оставлять за скобками развивающиеся страны: там наблюдается неуклонный рост потребления «черного золота». В первую очередь — в Юго-Восточной Азии.

\

По оценке государств — участников Организации экспортеров нефти (ОПЕК), до конца года цены на сырую нефть сохранятся на уровне выше 50 долларов за баррель. А в будущем году, хотя и прогнозируется «незначительное удешевление», величина его не столь велика, чтобы серьезно влиять на ситуацию. Значит, и в российскую экономику нефтедоллары будут поступать по-прежнему мощным потоком. Что, собственно говоря, и приводит к укреплению рубля относительно доллара.

\

Ностальгия по девальвации

\

Чем же плоха излишне твердая национальная валюта? Дело в том, что в условиях укрепляющегося рубля тяжело работать отечественным товаропроизводителям. Представьте себе: продукцию свою они продают за доллары, а себестоимость складывается из рублевых цен: на топливо, на электроэнергию, на комплектующие. На зарплату, в конце концов. Поэтому, когда рубль растет, промышленность несет убытки. А когда его курс снижается — предприятия получают дополнительную рублевую прибыль. Сейчас, напомню, рубль укрепляется.

\

И если экспортеры нефти и газа в состоянии решить возникающие при этом проблемы за счет высоких мировых (да и внутренних тоже) цен на нефть и нефтепродукты, то остальные чувствуют себя не столь комфортно. Причем не только предприятия, работающие на экспорт: российским товарам приходится выдерживать конкуренцию с импортными, в том числе и на внутреннем рынке. А искусственными ограничениями на границе делу не поможешь.

\

Достаточно вспомнить, какой мощный толчок к развитию получила отечественная промышленность в результате девальвации рубля в 1998 году. Процесс, получивший название «импортозамещение», вывел не только отдельные предприятия, но и целые отрасли (в первую очередь пищевую промышленность, переработку) из состояния стагнации. Но экономический эффект от девальвации уже полностью исчерпан. Правда, многие предприятия давно устойчиво стоят на ногах, но излишне твердый руль неприятен многим.

\

Вот как комментирует ситуацию финансовый директор концерна «Силовые машины» (в состав которого входят Ленинградский Металлический завод, «Электросила» и Завод турбинных лопаток) Антон Зайцев: «Поскольку компания «Силовые машины» является крупным экспортером, преимущественный объем затрат которого номинирован в рублях, то повышение курса рубля к доллару и евро скажется негативно на экономике компании: снизится объем валютной выручки, пересчитанной по курсу, а затраты останутся неизменными». А вот мнение начальника финансово-инвестиционного управления ОАО «ЛОМО» Павла Кочина: «Некоторые контракты ЛОМО номинированы в рублях, некоторые — в долларах США. Поэтому благодаря росту курса рубля по отношению к доллару предприятие сможет в итоге получить больший объем средств в рублях».

\

Казалось бы, тут явное противоречие. Но это не так. Вот что говорит эксперт центра стратегических разработок «Северо-Запад» Валерий Арабкин: «Абсолютный рост цен в рублях внутри страны — это внутренняя инфляция. А укрепление рубля, рост всех рублевых цен относительно мировых — внешняя инфляция. Внутренняя инфляция напрямую бьет по конечному потребителю — населению. Промышленность все-таки выкручивается, перенося рост издержек в цену продукции. При внешней инфляции населению вроде бы хорошо: импорт дешевеет. Но страдают экспортеры и те, кто напрямую конкурируют с импортом, то есть падает конкурентоспособность экономики в целом. А при крепком рубле внутренняя инфляция становится и долларовой — то есть внешней. Если же и рубль крепнет, и цены растут, мы имеем двойную инфляцию относительно мировых цен. В результате экономика резко теряет свою конкурентоспособность, этого допускать нельзя. Например, Китай держит слабый юань, создавая естественную преграду импорту и естественную поддержку экспорту. В таких тепличных условиях отрасли растут, развиваются, крепнут, выходят на мировые рынки. Наши монетарные власти хотят полной конвертируемости рубля, не понимая, что это означает совершенно открытую экономику, в которой внутренние цены приравнены к мировым. Сегодня иллюзию конкурентоспособности создают высокие цены на нефть. Это очень опасный путь, ведь у нас пока нет конкурентоспособной экономики».

\

Итак, промышленность пытается выкручиваться (и у многих это получается), потребитель радуется разнообразному импорту, но в целом экономика страдает — и это может аукнуться уже в самом ближайшем будущем. К этому остается добавить, что, по информации агентства ПРАЙМ-ТАСС, подсчеты экономистов разного уровня — начиная от «индекса Биг-Мака» и заканчивая «более научным» индексом паритета покупательной способности, говорят о том, что доллар должен стоить в России не дороже 14 — 16 рублей. Существуют также экспертные оценки курса доллара на конец текущего года: 27 рублей 90 копеек. Правда, федеральное правительство рассчитывает бюджет 2006 года исходя из другого курса — 28 рублей 60 копеек за доллар. Что ж, поскольку многое в руках Центрального банка, ему (правительству) виднее...

\

Без НДС — в ВТО

\

Было бы неправильно утверждать, что Центральный банк РФ (который в конечном счете и отвечает за курс рубля) и федеральное правительство сидят сложа руки. Во всяком случае Центробанк отменил обязательную продажу валютной выручки, а правительство активно обсуждает возможность снижения ставки НДС (налога на добавленную стоимость). Последнее предпринимается в качестве одной из возможных мер поддержки отечественной промышленности.

\

Однако сама по себе отмена обязательной продажи валютной выручки никак не скажется на темпах накопления золотовалютных резервов (а именно их рост оказывает то самое давление на курс доллара, приводящее к укреплению рубля) или на динамике инфляции. Дело в том, что экспортеры и так продавали валюты гораздо больше установленного норматива, поскольку нуждаются в рублях, а крупных покупателей долларов, кроме Центробанка, на российском рынке нет — никто не хочет вкладываться в мягкий доллар. Напомню, что Центробанк обязал экспортеров продавать валюту в ту пору, когда «закрома Родины» были пусты, а рубль стремительно падал по отношению к ведущим мировым валютам.

\

Так что отмена обязательной продажи валютной выручки сегодня, скорее, носит декларативный характер. Более того, это решение вполне соответствует духу новой политики Центробанка — ослаблению контроля над валютным рынком. Банк России планирует окончательно отказаться от регулируемого валютного рынка и отпустить рубль в свободное плавание уже с 1 января 2007 года. Правда, пока ЦБ от поддержки рубля не отказывается и утверждает, что укрепление рубля в 2006 году составит не более 4 — 5% при максимально допустимом уровне 9%. Но этот прогноз может быть и скорректирован. Достаточно вспомнить, что Центробанк всегда был более консервативен во всех своих прогнозах. Так, в этом году и Минфин, и Минэкономразвития уже скорректировали свой прогноз по инфляции до 10 — 11%, а ЦБ еще долго уверял, что инфляция не превысит в этом году 8,5 — 10%.

\

Что же касается НДС, то Михаил Фрадков уже отдал распоряжение произвести расчеты последствий его снижения до 13%. И если прогноз будет положительным, налог могут снизить уже с 2007 года. Проблема заключается в том, что одновременно со снижением ставки НДС с текущей 18% до 13% (что приветствуют и экономисты, и промышленники) правительство планирует отменить оставшиеся льготы по этому налогу, действующие на лекарства, медицинскую технику и ряд других социально значимых товаров. И для этого сектора общее снижение как раз обернется повышением — переходом на более высокую ставку. А значит, и повышением розничных цен.

\

В этом смысле радикальное предложение советника президента Андрея Илларионова о полной отмене НДС выглядит более предпочтительным. Аргументы этого извечного критика правительственной линии сводятся к тому, что в США, к примеру, НДС нет вообще, а экономика работает, и налоги в бюджет собираются. Кроме того, экспортерам нефти (как и всем экспортерам) НДС, согласно действующему законодательству, возвращается. А работающие на внутреннем рынке российские компании как раз и несут в полной мере налоговое бремя. Правда, Илларионов приветствовал снижение НДС до 13%, тем более что до этого правительство рассматривало возможность введения более высокой ставки — 15%.

\

Так что если к моменту вступления в ВТО ко всему прочему снизят (а то и вовсе отменят) НДС, это будет просто подарком для всех субъектов экономики — и производителей, и потребителей. Что же касается рубля, то от его регулирования Центральному банку, по всей видимости, уйти не удастся. Во всяком случае пока экономика полностью зависит от экспорта нефти. Но для этого одних монетаристских мер недостаточно, необходимы федеральные и региональные программы развития высоких технологий, нужны инвестиции. Нужны, наконец, взвешенная налоговая политика и стабильное законодательство.