Необратимый процесс

Необратимый процесс

В день празднования победы Октябрьской революции в городе трех революций начала работу II Международная конференция «Модернизация жилищно-коммунального комплекса России-2005», тоже своего рода революция в отдельно взятой отрасли.

В день празднования победы Октябрьской революции в городе трех революций начала работу
II Международная конференция «Модернизация жилищно-коммунального комплекса России-2005», тоже своего рода революция в отдельно взятой отрасли. В ее работе приняли участие делегации порядка
40 регионов России и ряда стран Балтийского региона.

Несмотря на заявленную поддержку мероприятия Министерством регионального развития РФ и правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ни один руководитель этих органов в мероприятии не участвовал. Основная ответственность принимающей стороны легла на плечи председателей Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга Юниса Лукманова и Комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству правительства Ленинградской области Сергея Мякова. Отсутствие VIP-персон на мероприятии подобного рода является своеобразной лакмусовой бумажкой их отношения к происходящему: реформа ЖКХ, о необходимости которой так любят поговорить наши чиновники, никому не нужна. Видимо, поэтому все попытки наладить городское хозяйство, в конечном итоге, оборачиваются пшиком. И хотя Юнис Лукманов уверен, что «реформа в самой нереформируемой отрасли началась и обратного пути нет», верится в это с трудом.

Жилой фонд – в Частные руки
Год назад в Петербурге были приняты первые решения по передаче жилищного хозяйства в частные руки, образованы акционерные общества, в году текущем проведены конкурсы, и более 25 процентов жилищного фонда перешло в управление частных структур. Между тем подготовка к зиме прошла так же, как и в предыдущие годы: на начало ноября к отоплению не было подключено, как заявил на заседании правительства вице-губернатор Олег Виролайнен, порядка 1500 стояков. В масштабах города – невеликая цифра, а если в масштабах каждого его жителя? Что уж говорить об уборке? Парадные большинства домов и дворы не убираются не только в соответствии со стандартами, которые жилищники установили сами для себя, но даже и с нарушением этих самых стандартов. В очередной раз реформа ЖКХ сводится к повышению тарифов. Начавшееся выселение неплательщиков (а зачем платить, если услуги не оказываются?) может, в конечном итоге, обернуться против власти, как это произошло с попытками отключить воду и электроэнергию. Реальный путь один – самоорганизация жителей: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Именно об этом больше всего и говорилось на конференции. Людей надо убедить в необходимости организации ТСЖ.
К сожалению, в нынешних условиях, когда жилищный фонд на 70 процентов находится в изношенном состоянии, когда инженерная инфраструктура требует практически полной замены, передать дома в управление ТСЖ – задача непосильная. Государству, прежде всего, следовало бы вложиться в капитальный ремонт зданий и замену сетей. Но оно старается этого избежать любыми способами: на нынешнем этапе – через частно-государственные партнерства.

ЧГП в ЖКХ
По мнению председателя правления ООО «Евразийское водное партнерство» Сергея Яшечкина, сегодня государство создало необходимые правовые условия для прихода частного бизнеса в жилищную сферу. Это Градостроительный и Жилищный кодексы и закон «О концессионных соглашениях». Правда, бизнесмен оговорился, что повсеместное внедрение ЧГП пока невозможно, реально партнерства могут действовать только в экономически передовых районах, там, где есть в наличии крупные денежные потоки, часть которых может быть инвестирована в жилищную сферу. Сергей Яшечкин полагает, что в частно-государственном партнерстве частный бизнес получит возможность инвестировать в разработку и производство жилищных товаров и услуг только при целевом характере контракта на правах аренды муниципальной собственности при прямых бюджетных платежах. Управление рисками в равных пропорциях возлагается на муниципалитет и частную компанию. Управляющая компания договаривается с муниципалитетом, который берет на себя ответственность за своевременность и полноту платежей населения. Окупаемыми могут быть только долгосрочные контракты – не менее 5-7 лет, так что победители петербургских жилищных конкурсов, взявшие в управление жилой фонд на 1 год (а на больший срок не дают), скорее всего, окажутся в пролете.

МосквиЧи – за госуправление
В отличие от петербургского руководства, насаждающего частное управление в ЖКХ сверху, заместитель руководителя Департамента ЖКХ и благоустройства правительства Москвы Андрей Широков полагает, что госуправление ЖКХ обеспечивает высокую степень защиты населения города от превратностей реформы. Бюджет Москвы вкладывает ежемесячно в капитальный ремонт жилого фонда по 4,2 рубля на 1 кв. м; по 0,25 рубля – на установку приборов учета; по 8 рублей – на эксплуатацию жилого фонда; по 6,8 рубля – на субсидии по оплате ЖКУ (только на ту площадь, где живут малообеспеченные граждане, – 25 процентов ЖФ); по 4,6 рубля – на субсидии для покрытия убытков теплоснабжающих организаций. И это при том, что доходы бюджета на одного москвича всего на одну четверть превышают доходы петербургского бюджета, а количество жилых квадратных метров в Москве, как минимум, в два раза превышает наши площади. Правительство Москвы за собственный счет устанавливает общедомовые счетчики тепла для отопления и горячего водоснабжения, а также расходомеры на холодную воду, а в квартирах – за счет инвесторов либо тех квартиросъемщиков, которые в состоянии оплатить установку. Петербуржцам же предлагается самим позаботиться об экономии платы за расход воды и тепла, при этом не учитывается то, что
55 процентов жилого фонда требует комплексного либо частичного капитального ремонта, в том числе и замены труб, без чего приборы учета не устанавливаются.
Андрей Широков, в отличие от многих других выступающих, резко раскритиковал Жилищный кодекс, который, по его мнению, не определяет ни меры ответственности органов управления (местного, государственного) за невыполнение решений общих собраний, ни роли власти в управлении жилым фондом. Он убежден, что при организации управления ЖФ частными компаниями высока вероятность афер и мошенничества, а государство при этом никакой ответственности не несет. Именно поэтому правительство Москвы не спешит с передачей жилого фонда в частные руки. А Петербург вновь, уже в который раз, спешит провести революцию, пока в отдельно взятой отрасли.

Лилиана Глазова