Метрополитен означает "столичный"

Метрополитен означает "столичный"

i>Каким стал бы петербургский метрополитен, если б его начали строить еще при царе-батюшке, можно увидеть на выставке в Петропавловской крепости.

i>

Каким стал бы петербургский метрополитен, если б его начали строить еще при царе-батюшке, можно увидеть на выставке в Петропавловской крепости.

КАК ОТМЕТИЛ на открытии экспозиции Николай Буров, председатель Комитета по культуре, хотя метро у нас построено всего 50 лет назад, возраст его "бумажного" варианта значительно больше. Ведь первые проекты подземки появились в российской столице еще в конце XIX века.

Так, в 1889-м правление Балтийской железной дороги предлагало связать таким путем городские вокзалы (эту идею использовали гораздо позднее).

Через четыре года камер-юнкер фон Гартман предложил засыпать Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) и проложить по его руслу скоростную дорогу на сводах (чем не современные мечты о скоростном трамвае? - "НП").

Она также должна была сообщаться с железнодорожными линиями Балтийского, Варшавского и Николаевского вокзалов. Главную станцию предлагали соорудить на месте Банковского моста. Любопытно, что городская Дума отвергла этот проект как требующий "разгрома центральной части города" - хотя в ту пору в Петербурге только начиналось движение в защиту исторических ценностей, и никакого КГИОП не существовало.

Представить себе, что изображенная на акварели эстакада существовала бы реально, невозможно.

В 1901 году предлагали построить подземный тоннель под Невским проспектом и приурочить пуск поездов к 200-летию Петербурга.

Гражданский инженер Балинский вошел в историю строительства метрополитена не только очередными предложениями по созданию эстакадного пути (кстати, под эстакадами предлагали устраивать склады и магазины), но и тщательно разработанной финансовой схемой проекта. Но у этих предложений был конкурент - идея запуска трамвая, и "трамвайное" лобби победило.

Проекты метро - подземного и надземного - появлялись в городе вплоть до 1917 года, но так и не были реализованы. Правда, в Гатчине вблизи царской резиденции возник особый вид метро - подвесная электрическая железная дорога, разработанная инженером Романовым.

Длина дороги составила 100 саженей (213,4 м), вагоны были открытыми, на 20 пассажиров каждый. Конструкция пути, состоявшего из одного рельса, поддерживалась специальными фермами на стальных опорах.

Впрочем, на выставке можно увидеть не только эти диковины и фантазии: фотографии, планы, проекты из фондов Музея истории города позволяют проследить, как мечта о метро продолжалась уже в советские годы, а в 1955-м наконец воплотилась в первую линию ленинградской подземки.