Для компромисса еще есть время

Для компромисса
еще есть время

Конвейер завода «Форд» во Всеволожске может быть остановлен, если администрация предприятия не выполнит требования трудового коллектива.

Конвейер завода «Форд» во Всеволожске может быть остановлен, если администрация предприятия не выполнит требования трудового коллектива. В числе основных условий, которые выдвигает заводская профсоюзная организация, — повышение заработной платы, выплата ежегодных премий за выполнение производственных планов и корректировка системы оплаты труда.Фордовские рабочие настроены решительно и 2 ноября провели предупредительную забастовку, остановив на один час заводской конвейер. А 26 ноября конференция трудового коллектива примет решение о проведении «полноценной» забастовки.

Основой конфликта на «образцово-показательном» областном заводе стали условия оплаты труда. На первый взгляд, может показаться странным, что средняя зарплата в 15 тыс. рублей (уровень, до которого «недотягивают» многие предприятия региона) перестала удовлетворять машиностроителей из Всеволожска. И дело здесь не только в том, что на ЛМЗ, судостроительных верфях и других петербургских промышленных предприятиях зарплата уже 18 — 20 тыс. рублей и более. Причина конфликта более тонкая: развитие предприятия и, соответственно, прирост прибыли практически не отражается на заработках.

\

«Администрация завода «Форд-Всеволожск» взяла направление на значительное увеличение выпуска автомобилей, — прокомментировал ситуацию председатель Ленинградского областного комитета российского профсоюза машиностроителей Виктор Калинин. — В 2004 году с конвейера сошло 25 тыс. машин марки «Форд-фокус», в 2006 году планируется выпустить уже 60 тыс. автомобилей».

\

Меняются условия труда, растет его интенсивность, а уровень оплаты остается прежним. В связи с этим, по расчетам работников «Форда», обоснованным является требование увеличить зарплаты на 30%. Если учесть, что на европейских заводах «Форд» заработки в несколько раз выше — запросы всеволожских рабочих более чем умеренные. Кроме того, на всех заводах концерна «Форд Мотор Компани» работники получают процент от прибыли. Наподобие «тринадцатой зарплаты», размер которой никак не меньше среднемесячной. В системе оплаты труда на «Форд-Всеволожск» это не предусмотрено, и вполне резонно рабочие завода потребовали обеспечить их ежегодной премией. Третьим ключевым вопросом в споре работников и администрации стало введенное с 1 марта 2005 года новое положение об оплате труда. На практике его реализация привела к тому, что за выполнение одинаковых трудовых операций рабочие одной квалификации могут иметь разные заработки.

\

В целом сравнительно благополучный и вместе с тем бастующий «Форд» только на первый взгляд кажется исключением на общем фоне удивительной социальной стабильности — когда на многих предприятиях рабочие безропотно работают за зарплату, которая не поспевает даже за официальным уровнем инфляции, когда почти при полном безмолвии проходят массовые сокращения. Но не стоит обольщаться иллюзией отсутствия трудовых конфликтов...

\

Активность фордовцев возросла с избранием в августе 2005 года на пост председателя профкома Алексея Этманова, который незадолго до этого побывал на профсоюзной конференции в Бразилии и ознакомился с методами работы зарубежных профессиональных союзов. По его словам, зарубежные коллеги были искренне удивлены тем, что деятельность профсоюзов в России зачастую ограничивается раздачей подарков и устройством новогодних банкетов: «Когда меня спросили, неужели у нас нет детских домов, которым мы могли бы помочь, вместо того чтобы тратить деньги на новогоднюю пьянку, — было просто стыдно». Не случайно одним из первых шагов сменившего курс профсоюза стало выделение 40 тыс. рублей на помощь двум детдомам Всеволожского района.

\

Начались перемены и во внутризаводской жизни. В частности, удалось пресечь проявления неуважительного отношения к рабочим. И заводской профсоюз, который в начале августа насчитывал чуть больше сотни человек, спустя месяц объединил в своих рядах более 1100 работников «Форд-Всеволожск» (при общей численности 1700 человек).

\

Увольнений или других санкций со стороны администрации завода на всеволожском «Форде» не боятся. Председатель профкома Алексей Этманов полностью опроверг слухи, которые связывают объявления о наборе работников на «Форд» с будто бы существующими у администрации планами заменить забастовщиков штрейкбрехерами.

\

«Со своей стороны администрация завода открыта к переговорам с профсоюзом, в ходе которых может быть достигнут компромисс, удовлетворяющий обе стороны», — заявила пресс-секретарь «Форд-Россия» Екатерина Кулиненко. Она также подтвердила, что дополнительный набор сотрудников связан именно с расширением производства.

\

Предзабастовочное состояние «образцового» предприятия, ставшего одним из показательных примеров эффективной работы области с инвесторами, конечно, не может не беспокоить и правительство Ленобласти. Однако в возникшем на «Форде» социально-трудовом конфликте оно заняло нейтральную позицию и официально не выступает на чьей-либо стороне. «Коллективный трудовой спор на заводе «Форд-Всеволожск» — это пример цивилизованного выяснения отношений между руководством и работниками предприятия», — так прокомментировали ситуацию в пресс-службе областного правительства.

\

Кроме того, 15 ноября состоялась встреча заместителя председателя профсоюза машиностроителей РФ Николая Шахотина и директора завода «Форд» Тео Штрайта. Правда, по информации пресс-службы «Форд-Россия», встреча эта носила «исключительно ознакомительный характер».

\

В целом ситуация на заводе «Форд» во Всеволожске остается стабильной, с конвейера один за другим сходят новенькие «Фокусы» и это, по большому счету, устраивает все заинтересованные стороны (в первую очередь — потенциальных покупателей). Для того чтобы найти компромиссное решение и сохранить хрупкий социальный мир, время еще есть.