Когда «на зоне» лучше...

Когда «на зоне» лучше...

Попавшие в нее компании получат недоступные остальным льготы и свободыВладимир НОВИКОВВ понедельник федеральное правительство приняло решение, что в России создается шесть особых экономических зон (ОЭЗ) и одна из них будет расположена в Петербурге — в местечке под названием Нойдорф у Стрельны.

Попавшие в нее компании получат недоступные остальным льготы и свободы
Владимир НОВИКОВ

В понедельник федеральное правительство приняло решение, что в России создается шесть особых экономических зон (ОЭЗ) и одна из них будет расположена в Петербурге — в местечке под названием Нойдорф у Стрельны.

Вообще-то этому проекту уже 13 лет. Еще в 1992 году у питерского руководства родился план создания «свободных экономических зон» — островков, на которых российские и зарубежные предприятия смогут вести свой бизнес, не платя пошлин и взяток, закупая сырье по тогда еще низким внутренним ценам и выпуская продукцию мирового уровня.

\

Идея была здравой и не новой. Понятно, что организовать образцовое производство на небольшой отгороженной от внешнего мира территории куда легче, чем поднять из руин разом всю российскую экономику. За рубежом, в первую очередь в Китае, свободные зоны стали примером для страны. Но у нас чиновничья и промышленная (директорская) бюрократия решили, что все должны жить по одним правилам.

\

К чести петербургских властей, они от проекта экономических зон не отказались. Ни свободного таможенного режима, ни весомых налоговых льгот город предоставить им не мог. Но, понимая, что инвестору нужны не столько финансовые поблажки, сколько освобождение от массы рутинных, не связанных с основным бизнесом работ — по выбору земельного участка, прокладке коммуникаций, согласований с монополистами, согласований проектов, город готовил такие зоны если не де-юре, то де-факто. «Металлострой», «Шушары», «Пулково-3», «Элкотек», «Нойдорф» — все эти площадки, какие лучше, какие чуть хуже, подготовлены к приему новых производств.

\

Особое внимание уделялось «Нойдорфу» — в его инженерную подготовку в последние три года вложено около ста миллионов рублей, предстоит потратить еще столько же, а инвестиции во второй — резервный — участок в 130 гектаров составят 1,3 миллиарда рублей. То, что инвесторы пришли бы на эту площадку в любом случае, доказывает пример концерна «Бош-Сименс», который уже начал строительство здесь завода по производству бытовой техники, а на днях, оценив питерское гостеприимство, представил городским директорам свою программу «локализации» (то есть закупки материалов и комплектующих у местных производителей). Так что зона «Нойдорф» реально уже существует.

\

Но решение федерального правительства, конечно же, заметно повышает ее статус. Все обитатели ОЭЗ получают федеральные налоговые льготы (снижение единого социального налога, возврат НДС), право ввозить товары с упрощенной процедурой таможенного оформ-ления и заботу властей.

\

По сведениям информагентств, 73 заявки на создание ОЭЗ в Министерство экономического развития подали 43 региона. Одобрено всего 6 адресов. Зоны созданы в подмосковных Дубне и Зеленограде, в Липецкой области, Елабуге (Татария), Томске и — Петербурге. Очевидно, что правительство опасается за успех эксперимента. К примеру, предыдущая попытка оживления с помощью щедрых льгот науки и производства в «Закрытых административно-территориальных образованиях» закончилась скандалами и уголовными делами — эти образования превратились во внутренние офф-шоры, в которых прятались от налогов нефтяники и прочие фирмы со связями.

\

Нойдорфу такая судьба не грозит. Его льготами будут пользоваться только те, кто работает на его территории. Между прочим, список жильцов еще не закрыт. Кроме «Бош-Сименса» здесь намерена поселиться финская компания «Технополис», которая заранее объявила, что, если Нойдорф получит долгожданный статус, она построит в Стрельне технопарк стоимостью 200 миллионов евро. А поскольку технопарк — место для многих (в его рамках могут работать десятки фирм), зона будет расти. Председатель городского комитета экономического развития Владимир Бланк прогнозирует, что в итоге здесь будут работать 15 тысяч человек. Отчасти поэтому и место для первой зоны выбрали на окраине на практически свободных землях.

\

Заявка Ленинградской области на создание ОЭЗ в Усть-Луге осталась без удовлетворения, хотя была вполне конкурентоспособной. Просто правительство, опасаясь, как уже сказано, давать льготы производственникам, отдало предпочтение зонам «технико-внедренческого» профиля. Но можно не сомневаться, что, если первый опыт окажется удачным, в будущем году особыми станут десятки зон во всех регионах. Их налоговые льготы для бюджета несущественны, зато они могут привлечь инвесторов и, самое главное, распространить за свои пределы культуру производства и новые технологии, которые пока никак не приживаются в нашей сырьевой экономике.

\

Наверное, создать такие зоны стоило еще в начале девяностых годов прошлого века. Но тогда этому помешали политические амбиции — развитой, как тогда считалось, стране казалось неловким повторять опыт развивающихся стран, заимствовать, как когда-то юный Петр, опыт у «немецкой слободы». По иронии судьбы, название первой ОЭЗ Петербурга тоже немецкое, и началось обустройство этой территории в расчете на немецких переселенцев, благо и исторически здесь жили петербургские немцы. Но сейчас такое «смешение народов» лишь подчеркивает, что современная экономика и высокие технологии не имеют национальности и развиваются совместно.