Что Москве хорошо, то Питеру смерть?

Что Москве хорошо,
то Питеру смерть?

Чтобы меня не обвинили в квасном патриотизме, объясняю сразу: статья не о том, почему «Зенит» лучше «Локомотива», а о том, почему нельзя слепо копировать в Петербурге московские принципы хозяйствования.

Чтобы меня не обвинили в квасном патриотизме, объясняю сразу: статья не о том, почему «Зенит» лучше «Локомотива», а о том, почему нельзя слепо копировать в Петербурге московские принципы хозяйствования. А именно это мы наблюдаем каждый день: то строительный бизнес перекраивают по московским лекалам, то цены призывают «сделать столичными». Нужно ли это нам? Полагаю, что нет.

Что такое столица

\

Москва — это столица огромной империи, куда стекаются богатства почти 1/6 части суши (включая некоторые бывшие союзные республики). Богатства — это и деньги, и люди, и политические интересы. Сама Москва почти ничего не производит: этот 10-миллионный город работает только на обеспечение столичных функций. Одни заседают в кабинетах, другие их кормят, третьи — охраняют, четвертые — возят и т. д. Московские заводы распродаются под торговые комплексы.

\

Это понятно и даже почти нормально. Россия — сырьевая страна, которая до сих пор вертикально ориентирована. В Москве более 70% всех русских денег, и только потому, что именно здесь, а не в Вологде, сидит царь (президент, генеральный секретарь и проч.).

\

Именно поэтому в Москве дорогое жилье: в столице должны жить только те, кто обслуживает крупные интересы. Просто так жить там — дорогое удовольствие (его могут себе позволить только коренные москвичи, значительная часть которых зарабатывают сдачей в аренду того же жилья). Именно поэтому в Москве трудности с пропиской: плата за регистрацию — это еще один налог. Хочешь работать в центральных структурах, много получать — значит плати. По этой же причине в Москве дорогие магазины. А также строительный и прочий монополизм: землю и другие ресурсы выгодно попридержать, чтобы продать подороже. Все равно раскупят, ведь царь будет сидеть в этом городе и через год, и через десять лет. Зачем строить дешево и много? Нужно мало и дорого.

\

Что такое город на Неве

\

Город наш лишился царя почти сто лет назад. За это время Петербург — Петроград — Ленинград — Петербург стал зарабатывать на жизнь простым трудом. Основа экономики нашего города — промышленность и торговля. В начале XXI века Санкт-Петербург и вовсе превратился в «сборочный цех России», поскольку страна лишилась большинства других сборочных цехов (Латвии, Белоруссии, Украины).

\

И наш город вместе с Ленинградской областью вполне справляются с поставленной задачей. Темпы промышленного роста внушают оптимизм, открываются новые производства, выпускается все больше питерских товаров. Сперва шведские «Скании» стали made in St. Peter, а скоро и японские автомобили получат питерскую прописку. Правда, зарплаты оставляют желать лучшего...

\

Особенности несырьевой экономики Петербурга диктуют следующее. Во-первых, должна быть недорогая инфраструктура (жилье, услуги для бизнеса, связь и транспорт). Иначе промышленность не сможет развиваться, а без промышленности у города нет будущего. Кремль из Константиновского дворца не сделают уже никогда: это, кажется, понимают все.

\

Во-вторых, в Петербурге должно быть доступное жилье: нельзя создавать преграды для притока рабочей силы. Иначе работать на производстве будет некому. Не секрет, что Петербург стремительно стареет, а заводам необходимы молодые руки. Например, верфям требуются специалисты, которых мало в нашем городе (все они уже работают на высокооплачиваемых должностях). Но зато их много в Северодвинске, что под Архангельском. Там эти руки сидят на голодном пайке: атомные подлодки сейчас почти не строят. Но чтобы такие спецы приехали в Петербург, с них по крайней мере не надо требовать дорогую плату за регистрацию. А лучше предоставить доступное жилье.

\

В-третьих, в нашем городе должны быть невысокие цены на товары. Соотношение «цена — зарплата» должно быть разумным. В Питере никогда не будет московских зарплат (см. выше про царя), поэтому цены на все должны быть ниже. Это же привлечет туристов — сервисом мы их сейчас привлечь не умеем, пусть пока цены останутся привлекательными.

\

Именно поэтому в Петербурге нельзя «придерживать» земельные участки. Если промышленность требует развития — нужно дать ей такую возможность. Конечно, центр города надо от заводов и фабрик освободить. Так же как и расселить коммуналки. Однако в промзонах цены на участки завышать никак нельзя. Иначе предприятия переедут в Екатеринбург или Новгород.

\

Кстати, вышеизложенное сравнение двух столиц основано не только на аналитике, но и на личном опыте: автор этих строк был вынужден некоторое время работать в Москве (получать свою часть природной ренты). Поэтому для меня наглядна разница между столицами. Не только поверхностная, но и внутренняя.

\

Ориентация на VIP нас погубит

\

Итак, то, что может подвести черту под успешным развитием Петербурга и Ленинградской области, это ценовая политика, принятая воротилами современной экономики.

\

Можно выделить две основные экономические стратегии: продавать меньше, но дороже, или больше, но дешевле. Для Санкт-Петербурга в сложившейся ситуации более выгодна вторая модель, когда цены не «задираются», а масса прибыли создается за счет объемов продаж и привлечения инвестиций. На деле получается наоборот: Петербург превращают в город, ориентированный исключительно на VIP.

\

Однако где же такое видано: зарплаты ниже европейских, а цены на все (буквально на все!) выше. Жилье питерское дороже квартир в Хельсинки. Продукты из страны Суоми везут все, кто оттуда возвращается (а то и специально в Лаппенранту — в супермаркет — едут). Одежду, обувь теперь снова заказывают тем, кто отправляется «шопинговать» в Финляндию.

\

Ориентация на VIP сказывается на всем: на стоимости жилья, затратах на ведение бизнеса, доступности услуг. К чему, например, приводит высокая цена на жилье? Да к тому, что стоимость рабочей силы резко возрастает, ведь она складывается не только из заработной платы. Дороже рабочая сила — дороже и промышленный продукт. Чем дороже товар, тем он менее конкурентоспособен. А если питерские товары станут неконкурентоспособными, то и городу конец. Ведь Петербург, как уже говорилось, живет промышленностью, транспортом и связью. Плюс туризм. Но и тут ценовая политика не внушает оптимизма.

\

Мне скажут: «Все это — прописные истины. Но цены-то на все растут! Да и зачем продавать много, когда можно продать что-то одно дороже и жить, как в Москве?» Да, столица живет именно так: за счет финансовых потоков от нефти, газа и алмазов. Как долго это будет продол-жаться — другой вопрос. Однако для Петербурга привязка к сырьевым потокам невозможна, сколько бы офисов ни открывали здесь «Сибнефть» и «ЛУКОЙЛ». Не тот город на Неве, что на Москве-реке.