Российская история с видом на Оккервиль

Российская история
с видом на Оккервиль

Вчера в новый комплекс Российского государственного исторического архива (РГИА) на Заневском проспекте, 32, на берегу заснеженной реки Оккервиль, въехала первая группа специалистов, которые начали оформлять тематическую выставку, посвященную становлению архивного дела в Российской империи.

Вчера в новый комплекс Российского государственного исторического архива (РГИА) на Заневском проспекте, 32, на берегу заснеженной реки Оккервиль, въехала первая группа специалистов, которые начали оформлять тематическую выставку, посвященную становлению архивного дела в Российской империи.

В числе первых представленные документы осмотрел председатель комитета по внешним связям Смольного Александр Прохоренко и сделал выразительный жест, показав большой палец правой руки.

\

В искренности такой оценки мы убедились, пройдя по ряду помещений комплекса в сопровождении начальника строительства Николая Трофименкова.

\

Шагаем по лестничным маршам, коридорам, переходам, отделанным гранитом, мрамором, художественным металлом и деревом, и выходим к выставочному залу. С потолка льется мягкий свет на стенды, у которых хлопочут замдиректора РГИА Борис Назарцев и главный специалист одного из отделов Людмила Иванова. Судя по блеску их глаз, они довольны условиями работы. Здесь тепло, уютно, тихо. Что еще надо для вдумчивой, неспешной работы архивиста?!

\

Трофименков ведет нас в полукруглый читальный зал, где над каждым рабочим местом — светильник симпатичного современного дизайна.

\

— Между прочим, каждый такой стоит 150 долларов, — говорит наш гид, намекая, что заказчик — Управление делами президента России — не скаредничал на отделке и оборудовании помещений. Все, говорит он, сделано по лучшим образцам. Даже бронированные комнаты для работы с рулонами карт и особо ценными документами предусмотрены. Устал посетитель — может запереть кабинет, пройти в столовую, отобедать и вернуться на свое рабочее место.

\

Впечатляют металлические передвижные секции стеллажей для горизонтального размещения объемных документов. Конструкции приводятся в движение легким движением пальцев и тут же занимают заданное положение.

\

...Где бы мы вчера ни побывали, повсюду ощущалось дыхание праздника новоселья, которое в течение 720 дней практически без выходных приближали лучшие строители города.

\

— За четверть века строительной практики таких объектов у меня не было, — говорит руководитель «Дирекции по строительству и реконструкции объектов в Северо-Западном федеральном округе» Николай Таскин. — Ни по объемам, ни по срокам строительства. Площадь около 60 тысяч кв. метров. Напомню, площадь хранилищ в Сенате и Синоде порядка 14 тысяч кв. метров. Тут можно разместить более семи тысяч единиц хранения, включая библиотеку. Здесь у нас многократные системы безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций. Только видеонаблюдение осуществляют около двухсот телекамер. Очень эффективные системы пожаротушения, в основном газовые... Когда нам поручили это строительство, мы вместе с директором РГИА Александром Соколовым изучили опыт архивистов ряда стран. Больше всего нам приглянулись наработки немцев. И сейчас по многим характеристикам мы обошли специалистов Германии. Очень серьезное внимание уделили созданию оптимального температурного режима. Тут действует автоматика, без вмешательства человека. Одних только систем вентиляции свыше 240! Теперь мы имеем возможность во время перевозки документов из старых помещений в новые легко создать тот самый климат, в котором они хранились столетия.

\

Новый комплекс РГИА разбит на блоки, доступ в которые разрешен только тем, кто непосредственно работает в них. Посторонним вход невозможен. Здесь собственная котельная, своя тяговая трансформаторная подстанция. Если вытянуть в одну линию все воздуховоды, они протянутся на двести с лишним километров! Общая стоимость проекта более трех миллиардов рублей. Его реализацией занимались «Трансмашпроект», «Трансстрой», ЗАО «Логос» и их подрядчики. Главный архитектор Евгений Меркурьев проявил свой талант еще в Стрельне при реставрации Константиновского дворца...

\

— И куда же теперь, Николай Сергеевич? — спросили мы Трофименкова.

\

— На площадь Декабристов, на реконструкцию старых зданий и сооружений большого Сената и Синода. Уже приступили к проектированию неотложных работ!

\

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА