Библиотеку пытаются выдворить в сеть

Библиотеку пытаются выдворить в сеть

Российская национальная библиотека растит свои электронные ресурсы. На обращениях к ним интернет-провайдеры могли бы неплохо заработать.

Российская национальная библиотека растит свои электронные ресурсы. На обращениях к ним интернет-провайдеры могли бы неплохо заработать. Осталось познакомить "юзеров" с РНБ, а читателей - с WWW.

16 января, в день рождения Российской национальной библиотеки, читатели получат три электронных подарка. Появятся новый компьютерный зал и доступ к базе из 60 тысяч диссертаций и 20 тысяч авторефератов, начнется тестирование и отладка измененного дизайна сайта. Изменения на интернет-сервере, как рассказали DP.RU в пресс-службе РНБ, значительно облегчат навигацию по сайту. С первой же страницы доступен каталог, сформированы отдельные разделы для различных категорий пользователей от студентов и научных сотрудников до технических специалистов. Пользовательский комплекс на 50 рабочих мест, стоимостью примерно в $50 тыс., оборудован и подарен компанией LG. Это так называемый «зал для научной работы» библиотечный люд еще назвает такие залы "профессорскими". Допуск студентов и посетителей общих читальных залов сюда, как сообщили в пресс-службе РНБ, "ограничен". Считается, что опытным ученым требуется для работы более спокойная и тихая обстановка. Тишина "профессорскому" залу обеспечена, однако не потому, что там не будет шумных студентов. Есть опасения, что там вообще будет пусто.

Невостребованность
Ученые, особенно профессоры, - публика возрастная, привыкшая общаться с библиотекой через каталог или библиографа. Найти 50 профессоров, которым в читальном зале необходим доступ в интернет, непросто даже в Петербурге. В сотрудники библиотеки рассказали корреспонденту DP.RU с, что около трети посетителей библиотеки не умеют пользоваться не только интернетом, но даже компьютером. Многие молодые читатели - студенты не пользуются электронными сервисами, так же, как и специалисты старой школы. Некоторые считают вход в каталог через Интернет слишком дорогим. Другие не знают о СПРАВКА


Электронная библиотека

В 1997 году в Российской национальной библиотеке был создан web-сервер. В 2001 году началась оцифровка фондов. В первую очередь сканируются особо ценные материалы, которые нельзя выдаваться всем желающим из-за физического износа. Отдельные коллекции сканируются по специальным запросам и поводам например для выставок или к памятным датам.
Первая цифровая коллекция РНБ, - «Материалы о Санкт-Петербурге», создана при поддержке Министерства культуры. Её основу составили переведенные в электронную форму карты и рукописи.
Читателям электронной библиотеки РНБ уже доступны сотни тысяч документов, как оцифрованных бумажных, так и сразу созданных в компьютерном виде. Среди них иллюстрированные каталоги выставок, неопубликованные библиографические списки, путеводители, библиографические базы данных, диссертации и авторефераты, выпуски газеты «Ведомости» с 1703 года, ряд других периодических изданий, эстампы, а также более 1500 книг 17-19 веков.
Чтобы с оцифрованными документами и записями РНБ могли работать все российские учреждения, применяется единый национальный формат каталогизации – RUSMARC.
Для международных операций используется система Dublin Core. том, что можно не копаться в бумажной картотеке и не ездить в библиотеку по несколько раз, - сначала в каталоги на поиск нужной литературы и написание от руки заявок, затем в читальный зал за самими книгами. Зал LG, по данным пресс-службы РНБ, уже шестой компьютерный комплекс для посетителей библиотеки. Кроме него действуют 3 участка работы с электронными каталогами и два интернет-класса. В новом здании на Московском проспекте, 165, оборудованы несколько десятков точек для подключения к мировой сети ноутбуков. Несмотря на то, что через Интернет доступны все каталоги главного книгохранилища страны, нынешние мощности загружены далеко не полностью.

Нужна реклама
Пользователи мировой сети платят, как известно, за объем получаемых данных – трафик. И провайдеры даже участвуют в финансировании самых популярных Интернет-ресурсов, лишь бы те продолжали создавать содержание, которое ищут миллионы "юзеров" - рядовых, "непродвинутых" пользователей сети.
Одного только открытого в Интернете доступа к каталогам РНБ, с возможностью выписывать электронные требования на книги, вполне достаточно, для того чтобы организовать такой трафик, за который провайдеры платили бы и Российской национальной библиотеке. Ведь через её проходные ежедневно только в рабочие часы проходят тысячи, если не десятки тысячи человек. И большинство не сидит в зале с книгами, а топчется в каталогах.
Чтобы "вытолкать" этих людей из пыльных картотек за компьютеры, дающие круглосуточный доступ к тем же карточкам, нужна рекламная кампания. Если она не по силам РНБ, то провайдерам стоило бы помочь библиотеке. СПРАВКА
Для удаленных пользователей

С 2000 года в РНБ существует служба электронной доставки документов (ЭДД).
Интернет-магазин РНБ открыт в сентябре 2003 года (Для абонентов ЭДД в июне). Программа базы данных интернет-магазина написана фирмой ООО «Спаеро».
Принимаются заявки от любого гражданина из любой точки земного шара.
В 2005 году количество пользователей, зарегистрировавшихся в базе данных службы ЭДД, приблизилось к двум тысячам.
Абонентским обслуживание получают, в основном, библиотеки. Остальные заказчики, индивидуальные и коллективные, представляют научные и государственные учреждения, а также коммерческие организации.
Заказ электронных копий платный. Стоимость заказа складывается из платы за прием заказа, сканирование, библиографическую доработку и отправку заказа по электронной почте. Передача заказа через FTP-сервер – бесплатна. Для абонентов прием заказа – бесплатный.
Через интернет можно получить не все содержимое электронной библиотеки. Доступ нередко ограничивается авторским правом или порядком работы с архивными материалами.