Сколько стоит офицерская честь?

Сколько стоит офицерская честь?

Недавние события в Челябинском танковом училище шокировали всю страну. «Деды»-отморозки так избили новобранца Андрея Сычева, что ему пришлось ампутировать ноги и половые органы.

Недавние события в Челябинском танковом училище шокировали всю страну. «Деды»-отморозки так избили новобранца Андрея Сычева, что ему пришлось ампутировать ноги и половые органы. А накануне драмы в Челябинске Санкт-Петербургский гарнизонный суд вынес решение по делу полковника медслужбы Некаева. Офицера признали виновным в получении взятки в сумме две тысячи долларов. Эту взятку врач получил от лейтенанта-дезертира, три года назад самовольно оставившего свою войсковую часть на Северном Кавказе.

Физкультурник в погонах

25-летний Николай К. в 2001 году окончил Военный институт физической культуры в Санкт-Петербурге и получил звание лейтенанта. Молодого офицера распределили в военную часть во Владикавказе. Там он преподавал солдатам физкультуру.

Но не прошло и года, как служба ему надоела. В августе 2002 года лейтенант взял двухнедельный отпуск и уехал к родителям в Питер. Но когда отпуск подошел к концу, в военную часть он решил не возвращаться. Вскоре его объявили в федеральный розыск.

Пока правоохранительные органы искали дезертира, тот времени даром не терял: женился, занялся бизнесом (по некоторым данным, открыл танцевальный клуб). То, что за самовольное оставление части ему грозит уголовная ответственность, Николая, похоже, ничуть не волновало.
Но в апреле прошлого года дезертира прямо на улице задержали сотрудники милиции. Военная прокуратура завела на офицера уголовное дело. На допросах тот особо отпираться не стал, но заявил, что служить Отечеству не может вследствие тяжелого заболевания.

«Взял, потому что давали»
Следователь дал подозреваемому направление на медкомиссию. К июлю 2005 года он уже прошел почти всех врачей, которые признали его годным к службе в армии. У дезертира осталась одна надежда - на травматолога военного госпиталя полковника Александра Некаева. Но и тот никаких серьезных заболеваний у лейтенанта не обнаружил.
И тогда, по версии следствия, дезертир решил откупиться от службы Родине взяткой. Он предложил Некаеву 500 долларов. Однако военному врачу этих денег показалось мало, и он потребовал две тысячи «зеленых».

Такую сумму Николай счел бессовестным грабежом и решил сдать взяточника правоохранительным органам. Беглец обратился в Управление по борьбе с экономическими преступлениями. Там его снабдили диктофоном и помеченными деньгами. Некаев деньги взял и выписал дезертиру справку о его непригодности к военной службе.
Полковника взяли с поличным и возбудили против него уголовное дело. Лейтенант-дезертир проходил по делу как свидетель и дал исчерпывающие показания. Он утверждал, что полковник буквально вымогал у него деньги. Некаев же настаивал на том, что денег не просил, а взял, «потому что давали», в чем он искренне раскаивается.
Ранее на Некаева никаких жалоб не поступало. Полковник служит с 1986 года, воевал в Чечне, был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Вместо тюрьмы - в казарму
Следствие по этому делу длилось почти 9 месяцев. В итоге Санкт-Петербургский гарнизонный суд признал полковника Некаева виновным по статье 290, часть 3, «Получение взятки». Некаева приговорили к трем годам лишения свободы в колонии общего режима и запретили ему занимать руководящие должности в течение года. Александр Некаев подал кассационную жалобу в отношении вынесенного ему приговора и намерен его оспаривать.

Действия взяткодателя остались за строкой приговора. Хотя непонятно, зачем лейтенант сдал полковника Некаева? Ведь дача взятки была для него единственным способом уклониться от ненавистной ему службы. Возможно, у него просто не было 2 тысяч долларов. Но эта версия выглядит неубедительно - три года назад Кузнецов открыл свой клуб, и денежки у него водились. Не исключено, дезертир надеется, что содействие в поимке взяточника сыграет свою роль в его судьбе - ведь за самоволку ему грозит до пяти лет лишения свободы.

Впрочем, чем закончится эта история, еще не ясно. Лейтенант-дезертир прошел медкомиссию, которая признала его годным к военной службе с незначительными ограничениями. Он был отправлен в ту самую владикавказскую часть, из которой дезертировал три года назад. А уголовное дело, которое возбудили против него в Питере по статье 337 УК «Самовольное оставление части или места службы», теперь передано в ведение Северокавказской прокуратуры.

Мария ВАСЬКОВА

Фото Замира УСМАНОВА