Наследие барона Штиглица

Наследие барона Штиглица

О своем назначении Михаил Пиотровский узнал сегодня в Мухинском училище, где проходило заседание Попечительского совета, посвященное 130-летию со дня основания Художественно-Промышленной Академии.

О своем назначении Михаил Пиотровский узнал сегодня в Мухинском училище, где проходило заседание Попечительского совета, посвященное 130-летию со дня основания Художественно-Промышленной Академии. Одно из озвученных предложений попечителей – вернуть Училищу имя создателя – барона Штиглица. Репортаж Наталии Жуковой

«Служение отечеству: имена и события» - такое название организаторы считают более подходящим. Именем барона проект не ограничат, в фокусе будут другие незаслуженно забытые персонажи российской истории. Программа максимум «по Штиглицу» - восстановить храм в Ивангороде, вернуть в Академию памятник барону и его имя

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД», председатель Попечительского Совета: Ректор училища выступил с предложением чтобы мы уже от имени сформированного Попечительского совета обратились в Минобразования и науки с просьбой вернуть историческое имя. Ну а для того чтобы не обижать память великих людей, мы предложили, чтобы студенческий зал, например, получил наименование Мухинского.

Пока этот зал зовется «Молодежный». Студентов в нем сегодня не было – но о них много говорили. Потребность в промышленном дизайне барон Штиглиц угадал 130 лет назад – и вложил в создание Училища 16 миллионов рублей, удивив современников. Здесь учились специалисты для заводов Фаберже, Остроумова-Лебедева и Петров-Водкин. Сегодня в Академии прозвучало – на ее выпускников – особые надежды.

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга: Сегодня здесь учатся те, чьи работы будут украшать наши дома, офисы, улицы, дворы в 21 веке. Петербургу очень нужны современные дизайнеры смелые яркие, но в то же время воспитанные на русских традициях.

Работам студентов отвели отдельный зал в Музее Академии. Специально для Владимира Якунина – главы Российских железных дорог – представили даже модели поездов будущего. Искусство прошлого – в соседней экспозиции – два музея объединили усилия, чтобы заявить о будущей выставке – индокитайском собрании из коллекции Штиглица. После революции экспозицию разделили между Эрмитажем и Кунсткамерой.

Пока презентовали только два экспоната будущей выставки – Эрмитаж представил китайскую вазу, музей Этнографии – индийский браслет. Ориентировочно экспозицию откроют через год, все зависит от благотворителей.

Проект существует на деньги меценатов, продолжающих традиции Штиглица. Кроме самого училища барон основал и его музей. Особое внимание уделял искусству Востока – считал его незаменимым для образования будущих художников. Приобретенные предметы до сих пор приносят сюрпризы, например, китайская ваза.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: Тут есть некоторые открытия, потому что считалось, когда она была в коллекции Штиглица, что это 17-й век, оказалось - это середина 15 века, и тем самым она становится абсолютно уникальна.

У части коллекции из Кунсткамеры – непростая история – в двадцатых список сокровищ составляли специалисты, вскоре арестованные.

Ефим Резван, заместитель директора по науке Музея Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (доктор исторических наук): Описывали предметы супруги Мервард, замечательные российские индологи. Они были репрессированы, и все эти описания были конфискованы. Сегодня мы с трудом восстанавливаем списочный состав коллекции с помощью наших английских коллег.

Сегодня на счету проекта по восстановлению имени барона Штиглица около 15 миллионов рублей. Список меценатов пополняется – они получают памятные знаки и медали. Поощряется повторная благотворительность. Следующая акция – уже летом.- на Храме Святой Троицы в Ивангороде - последнего приюта Штиглица - зазвонят колокола.