Ледяное увеселение

Ледяное увеселение

Дворцовая площадь регулярно становится ареной для массовых зрелищ и аттракционов. На сей раз внимание горожан приковано к Ледяному дому, воссозданному на основании сохранившихся чертежей XVIII столетия.

Дворцовая площадь регулярно становится ареной для массовых зрелищ и аттракционов. На сей раз внимание горожан приковано к Ледяному дому, воссозданному на основании сохранившихся чертежей XVIII столетия. Всем или по крайней мере большинству любопытствующих зрителей известно о том, что исторический оригинал возвели для некой свадебной церемонии, поэтому современная копия Ледяного дома особенно привлекает новобрачных и их гостей. Они спешат запечатлеть себя на фоне или внутри этого недолговечного сооружения, которому с наступлением тепла предстоит, как сказочной Снегурочке, навсегда исчезнуть с глаз людских.

Напомню вкратце обстоятельства появления в Петербурге первого Ледяного дома. Постройка 1740 года представляла собой декорацию к «потешной» свадьбе придворного шута князя М. А. Голицына с царицыной приживалкой калмычкой А. И. Бужениновой.

\

Князь Михаил Алексеевич Голицын (1687 — 1775) приходился родным внуком Василию Васильевичу Голицыну, ставшему на свою беду фаворитом царевны Софьи Алексеевны и сосланному после ее падения в Архангельский край, где ему и пришлось окончить свои безрадостные дни. Внуку его также выпало на долю пострадать из-за любимой женщины, но наказанием для него избрали не дыбу, кнут или ссылку, а позорную шутовскую личину.

\

Поводом для царской немилости стала его женитьба во время заграничного путешествия на одной немецкой баронессе и тайный переход в католичество. Но главная причина таилась в подозрительном и враждебном отношении императрицы Анны Иоанновны ко всем представителям княжеских родов Голицыных и Долгоруких, намеревавшихся при вступлении бывшей курляндской принцессы на русский престол ограничить ее самодержавную власть, связав пресловутыми «кондициями».

\

Князя навсегда разлучили с женой и заставили надеть шутовской колпак. Не отличаясь повышенным чувством собственного достоинства, Михаил Алексеевич проявил постыдное малодушие, а может быть, под бременем свалившихся на него несчастий просто-напросто тронулся в уме. Так или иначе, он покорно исполнял все прихоти грозной государыни и герцога Бирона, дрался на потеху им с другими придворными шутами, сидел на лукошках с яйцами, кудахтая по-куриному, и охотно принимал денежные подачки.

\

Не заспорил он и узнав о намерении императрицы женить его на безобразной калмычке Авдотье Ивановне, пользовавшейся особым царским благоволением и получившей фамилию Буженинова — в честь ее любимого блюда. Неистощимый на выдумки камергер А. Д. Татищев, решивший воспользоваться стоявшими в ту пору страшными холодами, подал мысль о постройке дома из льда, где можно будет сыграть шутовскую свадьбу «курьезным образом».

\

И вот в январе 1740 года на замерзшей Неве между Адмиралтейской верфью и Зимним дворцом вырос Ледяной дом, чьи изображения с подробнейшими описаниями можно найти в книге члена Императорской академии наук и профессора физики Георга Крафта. Впрочем, сей труд, вышедший из печати в 1741 году под длиннейшим названием, давным-давно сделался библиографической редкостью и совершенно недоступен простому читателю. К счастью, исторический журнал «Русская старина» в 1873 году опубликовал обширные выдержки из этого описания, присоединив к ним все шесть приложенных к нему рисунков, один из которых мы и помещаем.

\

В качестве строительного материала использовался один лишь чистый лед, приготовленный в виде больших плит, укладываемых одна на другую и поливаемых немедленно застывавшей водою, заменявшей таким образом цементный раствор. Готовое сооружение насчитывало около двадцати метров в длину, шести — в ширину и семи — в высоту. В каждой из двух имевшихся комнат было по пять окон со стеклами из тончайшего льда. По сторонам, как видно на рисунке, стояли остроконечные пирамиды, на левом краю — баня, а на правом — ледяной слон в натуральную величину, выпускавший из хобота горящую нефтяную струю.

\

Ледяной дом простоял недолго. По словам академика Крафта, «в исходе марта месяца начал он к падению клониться и помаленьку, особливо с полуденной стороны, валиться; при чем из обвалившихся льдин самые большие в императорский ледник отвезены были».

\

Что касается самой «потешной свадьбы», то она состоялась 17 февраля 1740 года и о ней сохранились многочисленные свидетельства современников. В этой жестокой затее не было ровно ничего веселого, зато много глумливого издевательства над человеческой личностью. Именно так взглянули на «ледяную забаву» некоторые иностранные очевидцы. Вот что писал, к примеру, французский посол Ж. Шетарди: «Подобными действиями знатным людям в этом государстве время от времени напоминают, что их происхождение, достоинство, почести и звания... ни в коей мере не защищают их от произвола властителя, и он, чтобы заставить себя бояться, вправе повергать своих подданных в ничтожество...»

\

Весьма подробное описание шутовского бракосочетания принадлежит автору «Записок о России» Х. Манштейну. Вот отрывок из него: «В день свадьбы все участвовавшие в церемонии собрались на дворе дома Волынского (его усадьба находилась на месте бывшего здания ДЛТ на Мойке. — А. И.), распорядителя праздника; отсюда процессия прошла мимо императорского дворца и по главным улицам города. Поезд был очень велик, состоя из 300 человек с лишним. Новобрачные сидели в большой клетке, прикрепленной к спине слона; гости парами ехали в санях, в которые были запряжены разные животные: олени, собаки, волы, козлы, свиньи и т. д. Некоторые ехали верхом на верблюдах. Когда поезд объехал все назначенное пространство, людей повели в манеж герцога Курляндского (участок дома № 13 по каналу Грибоедова. — А. И.). Там по этому случаю пол был выложен досками и расставлено несколько обеденных столов. Каждому инородцу подавали его национальное кушанье. После обеда открыли бал, на котором также всякий танцевал под свою музыку и свой народный танец. После обеда новобрачных повезли в ледяной дом и положили в самую холодную постель. К дверям дома приставлен караул, который должен был не выпускать молодых ранее утра».

\

Как видим, Манштейн не пытается оценивать наблюдаемое им событие, ограничиваясь простым изложением увиденного. Иначе отнесся к этому безымянный автор замечаний на «Записки» Манштейна. Дополняя предыдущий рассказ новыми подробностями, он недвусмысленно высказывается относительно издевательской сути шутовской свадьбы, соглашаясь с ранее приведенным мнением французского дипломата:

\

«На Неве, между дворцом и адмиралтейством, построили из чистого льда по всем правилам архитектуры дом из нескольких комнат; все украшения зодчества, статуйки, рамы и стекла в окнах, столы, стулья, кровать с постелью, печи, словом, все внутренние приборы, и разная посуда, и множество безделушек были сделаны из льда. Приготовили ледяные свечи и дрова, которые, будучи намазаны нефтью, горели; выточили из льда несколько пушек и мортир с колесами и станками, из которых стреляли ядрами и порохом; наделали слонов, дельфинов, деревьев с ветвями и листьями, все изо льда. Не удовольствуясь таковою нелепостью, выстроили еще баню ледяную, многократно топили ее и в ней парились. Призвали в Петербург по нескольку человек от различных народов, в России обитающих. Напоследок в сем доме праздновали свадьбу одного человека из знатнейшего рода, невольным образом посвященного в шуты; парили новобрачных в ледяной бане.

\

Признаюсь, что во всем этом деле вижу я верх сумасбродства. Позволительно ли употреблять руки человеческие на работу столь суетную, ничтожную? Позволительно ли столь постыдным образом унижать человечество и насмехаться над ним? Позволительно ли издерживать государственное иждивение на прихоти и забавы вздорные? Неоспоримо, что доброе правительство и по любви к народу, и по политическим видам долженствует доставлять обществу увеселения. Но забавляя, не должно развращать народные нравы».

\

Очень дельное и, главное, вполне актуальное замечание. К счастью, нынешний Ледяной дом, свободный от тяжелого груза памяти о мрачных временах бироновщины, вряд ли способен развратить народные нравы, доставляя обществу лишь чистое увеселение!