Гибель школьника – а был ли суицид?

Гибель школьника – а был ли суицид?

Уголовное дело о гибели восьмиклассника Ромы Лебедева, где обвиняемой в доведении подростка до самоубийства проходит классная руководительница, на прошлой неделе передано в Красносельский районный суд.

Уголовное дело о гибели восьмиклассника Ромы Лебедева, где обвиняемой в доведении подростка до самоубийства проходит классная руководительница, на прошлой неделе передано в Красносельский районный суд. Но следствие, как утверждает адвокат учительницы, так и не ответило на главный вопрос: из-за чего и как погиб ребенок, что действительно толкнуло его под электричку, было ли вообще происшествие суицидом?

Напомним, что восьмиклассник из 262-й школы Красного Села погиб под колесами электрички на станции «Скачки». Записка в кармане его куртки должна была указать на классную руководительницу как на виновницу самоубийства ребенка: детским почерком на мятом тетрадном листочке было написано, что Вера Аркадьевна Шелдукова (после замужества ее фамилия – Новак) издевалась над мальчиком из бедной семьи, требуя сдать 300 рублей на ремонт класса. Транспортная милиция Петербурга поспешила оповестить средства массовой информации: ребенок из бедной семьи покончил с собой из-за школьных издевательств и поборов.

Потерпевшей была признана пожилая бабушка Ромы Лебедева. Сейчас она требует с учительницы компенсации морального вреда – 1 миллион рублей.

После четырех месяцев следствия в деле появились еще двое потерпевших – одноклассники Романа. Их, утверждают подростки, тоже оскорбляла классная. Эти двое подсчитали, сколько раз в году Вера Аркадьевна их обзывала «хрюшками» и «поросятами», как «унижала их честь и достоинство». Сосчитали они и количество ударов по ушам и по голове, якобы нанесенных обвиняемой и «причинивших им физическую боль». А также сообщили следствию, как вынуждены были убирать в классе.

Благодаря показаниям этих двоих 3 февраля Вере Новак было предъявлено обвинение не по одной, а по трем статьям Уголовного кодекса: «Доведение до самоубийства», «Оскорбление» и «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, связанное с жестоким обращением».

Однако в 8-м «Б», похоже, никто, кроме двоих упомянутых подростков, не подвергался издевательствам со стороны «Аркаши» (так за глаза называли Веру Аркадьевну ученики). Родители остальных детей утверждают, что ничего из того, что описано в деле, не происходило.

Интересно, что родителям пришлось писать заявления с требованием не признавать их детей потерпевшими. Обычно пишут как раз наоборот: просят потерпевшими признать. Создается ощущение, что инициатива здесь исходила от прокуратуры.
Как утверждает адвокат Веры Новак – Александр Федчун, следствие оставило огромное количество «белых пятен», не захотев ответить на ключевые вопросы. Так, защите было отказано в проведении психолого-лингвистической экспертизы записки, найденной у подростка в кармане. Почерковеды дают заключение, что Рома писал текст своей рукой. Однако они добавляют: в середине слов он делал остановки. Не исключено, что кто-то диктовал мальчику записку или Рома списывал текст с какого-то образца.

Кроме того, в деле есть показания свидетельницы, которая видела утром 21 сентября мальчика, бродившего возле платформы «Скачки». Женщина описывает внешность и одежду Ромы Лебедева. Однако на подошвах обуви подростка эксперты не обнаружили следов ни частиц почвы, ни следов масла и всевозможных технических жидкостей, которые обязательно есть рядом с железной дорогой.
На теле Ромы Лебедева, кроме того, найдены повреждения, характер которых тоже не установлен следствием достоверно. Руки подростка покрыты ранами, нанесенными острыми и тупыми предметами. Версия следствия – ребенок пытался покончить с собой. Но раны, по словам экспертов, недостаточно глубоки, чтоб утверждать, что мальчик хотел вскрыть вены. Напрашивается еще одно предположение: не пытался ли подросток оказать сопротивление кому-то?

Ирина Тумакова
Фонтанка.ру

Ранее по теме:
– Диагноз: жестокость школьная
– Классную руководительницу обвинили в доведении до самоубийства
– 262-я школа: от «предсмертной записки» до «белого листа»
– Журналисты находят странности в деле о самоубийстве школьника
– В смерти ученика просим никого не винить...