Город переходит к самообороне

Город переходит к самообороне

Увеличивая штраф за несанкционированную рекламу, город взял на себя право «реализовывать самозащиту гражданских прав собственника».

Увеличивая штраф за несанкционированную рекламу, город взял на себя право «реализовывать самозащиту гражданских прав собственника». Причем первыми, по новому закону, должны быть оштрафованы все, кто установил щиты на основании разрешений ГУП «Городской центр размещения рекламы». Утвержденные законом методы «самозащиты» юристы Мариинского дворца считают неконституционными.

Согласно городскому закону, подписанному 9 марта, штрафы за несанкционированное размещение рекламы увеличиваются на две трети. Для юридических лиц они достигают 50 тысяч рублей. Ранее штрафные санкции ограничивались 300 МРОТ (30 тысяч рублей).

Хотели как лучше

В новой редакции закона «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге» существенно изменились сама формулировка (диспозиция) правонарушения. Раньше штраф налагался за «самовольное, в нарушение законодательства о благоустройстве, размещение и расклейку объявлений, плакатов, вывесок, рекламной и иной информации, печатной продукции». Теперь введена сложная конструкция: нарушение «установленных Правительством Санкт-Петербурга правил размещения объектов наружной рекламы и информации либо распространение наружной рекламы и информации без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга».

Порядок применения нового закона остается под вопросом. Во-первых, разрешение на размещение наружной рекламы в настоящее время выдает ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР). Оная организация не является исполнительным органом государственной власти (это подтверждено решением Верховного Суда России). То есть формально абсолютно все рекламораспространители в городе являются нарушителями с точки зрения нового закона.

Возможно, городской закон принят в преддверии вступления в силу новой редакции Федерального закона «О рекламе». С 1 июля 2006 года для размещения наружной рекламы кроме договора с собственником недвижимости (в т.ч. с приватизированных квартир и, возможно, ГЦРР), нужно будет согласие городских (муниципальных) властей. Федеральный закон четко прописывает, как это разрешение будет выдаваться, какие документы надо представить, процедура аннулирования и т.д. В частности, за выдачу разрешения запрещено будет брать плату, кроме государственной пошлины, составляющей 1500 рублей. Разрешение выдается сроком на пять лет.

По утверждению генерального директора ГЦРР Александра Кадырова, в настоящий момент Комитет по печати и взаимодействию со СМИ разрабатывает проект постановления «О разрешениях на размещение наружной рекламы в Санкт-Петербурге». Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти города, которое определит лицо, отвечающее за выдачу подобных разрешений. Сам ГЦРР не является органом власти.

Отряды самообороны

Новый городской закон содержит и норму, касающуюся демонтажа наружной рекламы. Правительство Санкт-Петербурга вправе определить лицо, которое может «реализовывать самозащиту гражданских прав собственника от имени Санкт-Петербурга при размещении (распространении) объектов наружной рекламы и информации на объектах и территориях, находящихся в собственности Санкт-Петербурга...». В переводе на русский язык это означает, что ГЦРР может в качестве самозащиты демонтировать рекламу.

Тут сразу два противоречия. Верховный Суд России признал право города уполномочить даже коммерческую организацию (ГЦРР) демонтировать рекламу. Но делать это не в целях «самозащиты прав собственника», а для защиты прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка. Во-вторых, вступающий в силу новый Федеральный закон «О рекламе» предусматривает исключительно судебный порядок демонтажа рекламы. Причем снимать и хранить незаконную рекламу необходимо будет за счет собственников недвижимости, которые потом также через суд смогут взыскать расходы с владельца рекламной конструкции.

Основной закон

На неправомерность пункта о «самозащите» указывала и начальник юридического управления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Светлана Коновалова. В представленном на суд парламентариев экспертном заключении сообщается, что спорная норма не относится к предмету регулирования городского закона и не соответствует нормам Конституции России и Гражданского кодекса РФ. Но депутаты все же приняли, а губернатор подписал закон.

Со Светланой Коноваловой согласен и один из главных супротивов ГЦРР – заместитель директора Агентства правового консалтинга Игорь Стринадко (которое оспаривало в суде законность самовольного демонтажа наружной рекламы и необходимость получения разрешения от госпредприятия на ее размещение): «Под «самозащитой», видимо, понимается «демонтаж» рекламоносителей, осуществляемых без суда и рассмотрения дела об административном правонарушении. Вызывают недоумение и формулировки – объекты и территории, находящиеся в собственности города. Речь идет о земельных участках или всех объектах, находящихся на территории Санкт-Петербурга?»

Антон Одынец,
специально для «Фонтанка.ру»