Плохие инвесторы и нехорошие долги

Плохие инвесторы
и нехорошие долги

За первые месяцы 2006 года по России зафиксировано около ста случаев попыток силовых захватов предприятий. Об этом заявил...

За первые месяцы 2006 года по России зафиксировано около ста случаев попыток силовых захватов предприятий. Об этом заявил член Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев в Петербурге на I всероссийской конференции «Инвестиционная привлекательность и корпоративное управление российского бизнеса».

По словам депутата, проблема рейдерства уже сейчас значительно влияет на деловой климат страны, и в парламенте обсуждается ряд мер, которые должны осложнить жизнь агрессорам. Во-первых, планируется обязать рассматривать все корпоративные конфликты только по месту нахождения оспариваемой фирмы. Ведь в настоящее время захватчики вполне могут явиться на предприятие с исполнительным листом, выданным «своим» судом в каком-нибудь далеком ауле или посреди тундры.

\

Во-вторых, если некое лицо выдвигает к предприятию претензии и требует в обеспечение иска наложить запрет на деятельность компании, заявитель обязан будет представить депозит, который покроет убыток (при возможном проигрыше встречного процесса). Сейчас же от лица какой-нибудь пенсионерки, владелицы единственной акции крупного комбината или нефтяного концерна, можно подать в суд, утверждая, что совет директоров не настоящий, а все утвержденные им договоры недействительны. Были случаи, когда по подобным явно надуманным искам арестовывали удобрения в мешках, нефть в цистернах и так далее. Теоретически против подобного недобросовестного акционера может быть подан встречный иск. Но, даже забрав всю пенсию бабушки до конца жизни, невозможно покрыть убыток от остановки крупной компании даже на несколько часов.

\

Так что эти законодательные меры назрели. Но, когда соответствующие законы будут приняты, депутат не знает. Не решился Владимир Тарачев и назвать время рассмотрения еще одного знакового законопроекта — об ограничении иностранных инвестиций. Концепция этого документа уже готова, планируется закрыть для зарубежного капитала 39 видов деятельности: производство шифровальной техники, атомную промышленность, производство вооружений... Впрочем, барьер будет неполным: скорее всего, деньги в эти отрасли нерезидентам все-таки разрешат вкладывать, но только получив в каждом конкретном случае санкцию государственных органов и приобретая обязательно меньше половины акций в соответствующих компаниях. «ФСБ предложила существенно дополнить запретный перечень всеми естественными монополиями и телекоммуникационными компаниями, но лично я против такого подхода», — пояснил Владимир Тарачев.

\

Обсуждалась на конференции и банковская сфера. По мнению вице-президента Ассоциации коммерческих банков России Владимира Киевского, говорить о том, что страну ожидает новый масштабный финансовый кризис, нет никаких оснований. Но это не значит, что все хорошо: «Невозврат потребительских кредитов населением достигает по отдельным региональным филиалам крупных банков 10%. Пока официальная статистика маскирует этот факт и проблемные долги формально находятся в пределах 1,5 — 2%, но рано или поздно истинная картина вылезет наружу. Потеря отдельными банками платежеспособности возможна к концу 2006 года, но это будет не кризис, а очищение рынка. Чтобы минимизировать последствия, банкирам надо обмениваться данными по плохим заемщикам. Свое слово должны сказать и специальные базы информации — независимые кредитные бюро. Тогда человек, который не может расплатиться за квартиру и телефон, не сможет брать в долг на приобретение дорогих вещей».