Американец сдает советские истребители Пентагону в учебные бои

Американец сдает советские истребители Пентагону в учебные бои

Американский бизнесмен Дон Кирлин собрал крупнейшую в мире частную коллекцию реактивных истребителей стран бывшего соцлагеря, сообщалось в журнала Wired.

Американский бизнесмен Дон Кирлин собрал крупнейшую в мире частную коллекцию реактивных истребителей стран бывшего соцлагеря, сообщалось в журнала Wired. В настоящее время на его частной авиабазе находятся 30 истребителей, в основном, советские МиГ-21, чешские L-39 и L-59, румынские IAR 823. Однако, как считает сам бизнесмен, настоящим украшением коллекции являются два МиГ-29. Увлекаться военной авиацией стран Восточной Европы Кирлин (который сам летает на самолетах с 16 лет) стал после того, как в 1994 году в одном из авиационных журналов увидел фотографию чешского учебно-тренировочного самолета L-39. По его словам, ему так понравилась эта машина, что он решил приложить максимум усилий, чтобы заполучить ее. Он узнал, что в бывшей советской республике Киргизии есть много исправных военных самолетов (в том числе и L-39, которые стояли на вооружении ВВС СССР), которые не летают из-за недостаточного финансирования. Тогда Кирлин отправился в Бишкек и связался с Министерством обороны страны, договорившись о покупке. Затем в течение года он приобрел еще восемь L-39 и два МиГ-21. Именно тогда он узнал, что в Киргизии также есть и МиГ-29. Переговоры о покупке этого истребителя продолжались несколько лет. О стоимости самолета Кирлин не сообщает, но в качестве примера Wired приводит цену, которую заплатила в 1995 году за такие самолеты Малайзия - тогда эта страна закупила партию истребителей, каждый из которых стоил 16 миллионов долларов, сообщает "Служба11".

Серьезной задачей оказалась доставить самолет в США. Кирлин истратил несколько десятков тысяч долларов только на взятки различным чиновникам - он пытался вывезти МиГ-29 в Грузию по железной дороге, но там самолет арестовали. "Выкупив" машину у грузинских чиновников, он отправил ее через Эстонию в США.

Кирлин предлагает свои истребители бизнесменам, которые готовы заплатить 300 тысяч долларов за самолет типа "Сессны". Однако, по мнению Кирлина, за те же деньги можно купить реактивный двухместный истребитель, который будет летать в четыре-пять раз быстрее. Кроме того, советские истребители Кирлина нанимает ВМС и ВВС США, чтобы проводить учебные бои. За 200 часов подобных полетов Пентагон выплатил его компании (Red Air) 840 тысяч долларов. Дело в том, что исправных советских "мигов" у него больше, чем у Министерства обороны США.

Кирлин утверждает, что МиГ-29 является одним из лучших истребителей в мире, который по своим тактико-техническим характеристикам не только не уступает, но во многом и превосходит американские самолеты. Об американском бизнесмене СМИ вспомнили в связи с тем, что в порту Гонконга задержан российский истребитель МиГ-29, который пытались переправить в США. МиГ в разобранном состоянии со снятым двигателем находился в морском контейнере, следовавшем из Украины в США транзитом через Гонконг. Минобороны Украины поспешило объявить, что самолет в Вооруженных силах страны не пропадал.

Это уже не первый скандал с оружием российского происхождения на Украине: в марте 2005 года депутат Верховной Рады Григорий Омельченко, бывший глава антикоррупционного комитета, рассказал на заседании парламента о том, что СБУ расследовал факты продаж крылатых ракет в Иран и Китай. Следствие было завершено в августе 2004 года. В ходе него выяснилось, что продажи ракет происходили с 1999 по 2001 годы. Эту незаконную сделку, которую власти поначалу не особо охотно комментировали, в конце концов признали и генпрокурор Украины Святослав Пискун, и президент Виктор Ющенко.