Контра? Факт!Большинство поступающих в продажу DVD-дисков — «пиратские».Но и выпущенные легально тоже не вполне законные

Контра? Факт!Большинство поступающих в продажу DVD-дисков — «пиратские».Но и выпущенные легально тоже не вполне законные

Большинство поступающих в продажу DVD-дисков — «пиратские».Но и выпущенные легально тоже не вполне законныеАндрей АРСЕНИН«Россия на пороге вступления в ВТО», — говорят правительственные чиновники.

Большинство поступающих в продажу DVD-дисков — «пиратские».
Но и выпущенные легально тоже не вполне законные
Андрей АРСЕНИН

«Россия на пороге вступления в ВТО», — говорят правительственные чиновники. «Осталось только договориться с представителями Вашингтона», — вторят им дипломаты. «Решим проблему с открытием филиалов иностранных банков — и мы уже одной ногой в «международном клубе торговцев», — внушают оптимизм экономисты. И только немногие скептики напоминают, что у США еще долгое время будет возможность препятствовать вступлению России в ВТО на совершенно законных основаниях. Одно из ключевых требований Вашингтона — навести порядок в сфере авторского права и патентного законодательства. Проще говоря, от России требуют разобраться с пиратами.

Флибустьеры Балтийского моря

\

Наверное, самый доходный в России бизнес для пиратов — производство кино- и аудио-продукции. «Наверное» — потому что подсчитать, сколько именно миллионов долларов в месяц зарабатывают производители контрафакта, не берется никто. Специалисты говорят, что до 90% всей продукции форматов CD и DVD на прилавках российских магазинов — пиратского происхождения. Силовые структуры с завидной периодичностью рапортуют об очередном задержании партии контрафактной продукции, о возбуждении новых уголовных дел, но в целом ситуация не меняется.

\

«Все это просто пиар-ходы такие... — грустно усмехается Олег Грабко — директор известной петербургской звукозаписывающей компании, по совместительству продюсер, — все эти задержания, которые по телевизору показывают... Это несерьезно. Милиционерам просто «галочку» поставить надо».

\

По его словам, можно смело заходить в любой петербургский магазин и заводить дело по факту нарушения авторских прав. Вот только никто не спешит это делать. Милиционеры привычно жалуются на отсутствие средств, недоукомплектованность личного состава и несовершенство законодательства.

\

Заместитель начальника управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка Виктор Тульнов уточняет, что проверки предпринимателей органы МВД могут проводить только тогда, когда есть оперативная информация о нарушениях: «Согласно закону о милиции, такая информация может поступать как из оперативных источников, так и от простых граждан; впрочем, рядовые милиционеры не оторваны от жизни. Они же тоже ходят по этим магазинам, все видят и тоже могут посылать сигналы. А мы эти сигналы будем отрабатывать».

\

Переверни пластинку

\

Любой специалист подтвердит, что формат «DVD-десятка» (с двухсторонней записью) почти наверняка пиратского происхождения. Исключения составляют специальные тиражи для вкладок в журналы и для проведения презентаций. Но на прилавке и таких дисков быть не должно. Да и просто здравый смысл подсказывает: не может быть легальным диск, на котором записано сразу 8 — 12 кинофильмов. Неужели коллеги Виктора Тульнова из патрульной службы не видят таких дисков на прилавках? Продают-то такие диски не из-под полы. Почему же тогда «сигнал» не посылают?

\

Андрей Тропилло — известный продюсер, владелец звукозаписывающей компании и завода по производству компакт-дисков — уверен, что многие проблемы упираются в то, что часть доходов от продаж контрафакта уплывает в карманы «отдельных недобросовестных милиционеров»: «Что вы хотите, если в нашем государстве милиции платят копейки? Они не могут не заниматься теневым бизнесом. Это даже нормально. Тем более что государство само вытесняет производителей в тень. Работать легально не только сложно. В сложившейся системе это зачастую просто невыгодно».

\

В итоге милиция делает вид, что борется с пиратами. А пираты уже не делают вид, что боятся милицию. Но дело даже не в этом, а в том, что большая часть пиратской продукции изготавливается на вполне легальных заводах. С тех же матриц, на тех же автоматах, теми же рабочими и с тем же качеством.

\

Заказчик получает только свою партию. Остальные же диски уходят «налево», не облагаясь ни налогами, ни авторскими сборами. Весь процесс производства на виду. Разве что фасуют такие диски на стороне.

\

«Обычно мы работали по пять-шесть человек на точке, — рассказывает Николай К. (фамилию его мы по понятным причинам не называем. — Ред.), — смена 12 часов, ночная — с 9 вечера до 9 утра. Обычная норма — 3 тысячи дисков за ночь. Кое-кому удавалось собрать и по

\

4 тысячи. Платили поштучно: один диск — один цент. Зарплата в конверте в конце месяца. Помещение? Обычный офис на каком-то бывшем заводе. Работа непостоянная. Когда слишком много заказов и обычные фасовщики не справляются, вызывали нас. Работали не только с музыкальной продукцией, автомату ведь все равно, с какой информацией диски штамповать. Музыка, кино. Приходилось и программное обеспечение фасовать. Ну и на фасовку пиратской продукции кого попало не берут. Чаще всего — знакомых и родственников сотрудников фирмы. От заказа на изготовление партии контрафакта до его появления на прилавке проходит не больше 48 часов. Мы не один кинофильм запечатывали в коробки задолго до его премьеры в кинотеатрах».

\

Как навести порядок с авторскими правами, за рубежом давным-давно придумали. В России эти рецепты тоже известны. «Нужно сделать то же, что и в послевоенной Португалии, — Андрей Тропилло оживляется, — производителя действительно сложно за руку поймать, а рынок — вот он перед глазами. Нужно просто брать авторские отчисления не с производителя продукции (как у нас делают), а с продавца. Если диск уже есть, он существует — неважно, кто и где его произвел. Давайте с каждого проданного диска брать отчисления по принципу НДС. Это проще отследить и проверить. И всем будет хорошо. Я со многими музыкантами знаком, авторами песен — они обеими руками за».

\

С таким решением не спорят и милиционеры. «Пираты ведь лучше рынок знают, — Виктор Тульнов пожимает плечами, — и работают они оперативнее. Тем более эта схема с отчислениями прекрасно действует в других странах. Мы только рады будем, если депутаты примут соответствующие законы. Всем проще было бы».

\

В плену у «черного ящика»

\

Предложение легализовать пиратский рынок и поставить его на службу государству прозвучало не вчера. Но ответа от чиновников и депутатов пока не слышно. Тем временем на российский рынок пришла новая напасть — борьба с продукцией, пиратской не только по содержанию, но и по формату. Другими словами, если раньше деятельностью «флибустьеров от хайтека» возмущались в основном не получившие денег авторы, то теперь за пиратов взялись правообладатели самого формата DVD. В России в качестве такового выступает фирма Philips.

\

Вообще-то, патентом на производство DVD в мире обладает около десятка разных фирм. Для удобства правообладатели поделили глобус на «зоны влияния». Россия попала в сектор, который контролирует «4C», объединение четырех компаний — Pioneer, LG, Philips и Sony. Первые две фирмы контролируют выпуск DVD-плейеров (для России это производство пока в диковинку). А вот Philips и Sony следят за штамповкой самих дисков. Долгое время японские предприниматели не предъявляли к российским промышленникам никаких претензий — дожидались, пока рынок окончательно привыкнет к новому формату. И только недавно компания Philips подтвердила свои права в «Роспатенте» — теперь ее эксклюзивное право на производство DVD охраняется в том числе российским законодательством. В ближайшее время этот же шаг предпримет и Sony.

\

У японских юристов в России непочатый край работы. Сотни беспроигрышных дел.

\

По оценкам некоторых экспертов, доля контрафактной продукции на DVD достигает 80%. В России работают 40 заводов, выпускающих диски формата DVD. Лицензией на их производство запаслись только два предприятия. На прилавках находится одновременно до 250 млн дисков. При этом полной лицензией (и по содержанию, и по формату) обладают только 6 — 7 млн из них. Меньше 3%, на грани статистической погрешности...

\

Первым под удар попал «Первый канал». Этой зимой компания была вынуждена отсрочить выпуск «Дневного дозора» на DVD — именно из-за претензий Philips. Продюсеры «Первого» заказали производство дисков на заводах, не имеющих лицензии. Вся хитрость в том, что, согласно патентному законодательству, правообладатели могут преследовать в судебном порядке не только производителей, но и заказчиков, и продавцов, и многочисленных перекупщиков — всех, кто хоть как-то работает с нелицензированным товаром.

\

Пока Philips вынуждает заказчиков работать только с лицензированными заводами. Полагая, что остальные для сохранения оборотов производства, все-таки получат лицензию. Тем более что цена вопроса, на первый взгляд, невелика: несколько тысяч долларов единовременно и выплата «роялти» — 4 цента с каждого произведенного диска (при себестоимости диска 40 — 45 центов). Вот только в обмен на легализацию бизнеса японцы требуют выплатить «роялти» и за все время работы завода.

\

Оказывается, конструкторы автоматов по производству DVD давно встраивают в машину некое подобие «черного ящика» — блок, в котором хранится вся информация о работе автомата. Сколько дисков было произведено на машине, специалисты фирмы — производителя оборудования определят с точностью до штуки. Вот и выходит, что самые старые игроки на рынке видеопродукции должны правообладателю миллионы долларов. Ведь только одна производственная линия может выпускать до миллиона дисков в месяц. А на многих заводах такая линия не одна...

\

Уроки японского

\

«В стране немало фирм с короткой пиратской историей, — говорит Андрей Тропилло (его компания, кстати, из тех двух, что с лицензией. — Ред.), — они легко выплатят «роялти» и продолжат работать уже по лицензии. Другим же придется начать бизнес заново. Если они не выплатят «роялти» за прошлые годы, машины можно будет выбрасывать. Замысел японцев в том, что бывшие в употреблении автоматы нельзя покупать у фирм, не имеющих лицензии. Поэтому те, кто не захочет расплачиваться с Philips, вынуждены будут заказывать новые производственные линии с чистой историей. Я думаю, в ближайшее время можно будет наблюдать рост количества подобных покупок».

\

Остается еще один вопрос: не обрушится ли рынок в этот переходный период?

\

«Я так не думаю, — Андрей Тропилло улыбается, — какое-то время лицензированные производители смогут предотвратить дефицит продукции. И потом, пока Philips не предъявляет претензий к владельцам заводов, у них есть время уладить свои дела с лицензией... Кроме того, важно не только это. Как вы думаете, если фирмы будут вынуждены отчитываться перед Philips о реальном количестве произведенных дисков, это к чему приведет?»

\

Все понятно и без объяснений. Philips, получив доход с каждого произведенного диска, заплатит налог на прибыль. И у налоговиков появится возможность отследить, сколько же на заводе произвели дисков на самом деле. У производителей, соответственно, уже не будет возможности производить «серый» товар. А как мы уже говорили, диски именно такого происхождения занимают львиную долю на рынке пиратской продукции.

\

Впрочем, еще неизвестно, как Philips и Sony поведут себя с нашими пиратами. Да и знаменитая русская смекалка не раз помогала отечественным «теневикам» находить лазейки. Вот только с японцами так просто договориться не получится. Тот, кто попробует, неизбежно споткнется о языковой барьер. Дело в том, что в японском языке нет иероглифа, обозначающего понятие «откат».

\

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА