Судоходный бизнес идет ко дну

Судоходный бизнес идет ко дну

Если государство не обеспечит в полной мере финансирование ГБУ «Волго-Балт», в следующем году проход судов крупнотоннажного флота в зоне ответственности управления будет прекращен.

Если государство не обеспечит в полной мере финансирование ГБУ «Волго-Балт», в следующем году проход судов крупнотоннажного флота в зоне ответственности управления будет прекращен. С таким заявлением сегодня выступили руководитель «Волго-Балта» Владимир Николаев и президент НП «Танкерный союз» Петр Разумов.

На содержание водных путей в 2006 году государство планирует направить 93,6 миллиона рублей из федерального бюджета, что составляет лишь 27% от нормы финансирования. Как заявляют специалисты, денег этих хватает только на содержание навигационного оборудования и на зарплату сотрудникам ГБУ. Денег же на углубление речных путей нет. Выделенных средств на топливо достаточно только на 60 дней навигации или же на всю навигацию, если обслуживать только 800 километров транзитного пути без Волхова, Ладожского озера и Калининградской области.

«15 лет не проводились работы по углублению водных путей, поэтому в ряде мест судоходство – одностороннее, следовательно увеличиваются сроки доставки грузов. Должна выдерживаться глубина в 4 метра, мы гарантируем в этом году 370 сантиметров, таким образом, мы подходим к «точке невозвращения». Если ничего не изменится, то эта навигация для крупнотоннажного флота – последняя. Ни Минфин, ни Греф, ни Путин нас не слышат», - заявил Владимир Николаев.

Речное судоходство в России – бесплатное, за поддержание его в порядке и финансирование отвечает государство. Судовладельческие компании платят лишь за обеспечение связи и лоцманскую поддержку. Кроме этого, в Северо-Западном бассейне ГБУ «Волго-Балт» по согласованию с судовладельцами собирает еще «маячный» и «канальный» сборы, в 2006 году общая сумма этих платежей составила 27 миллионов рублей.

«Если бы государство в полной мере нас финансировало, то мы бы не собирали «дань». А так, у нас хоть есть возможность платить людям нормальную зарплату, государство выделило нам на каждого работника в среднем по 4 тысячи рублей в этом году. Как мне с такой зарплатой удержать хорошего инженера, например?» - спрашивает Владимир Николаев.

Вкладывать более крупные средства в поддержание речной навигации судовладельческие компании вроде бы и готовы, хоть и не обязаны по закону, однако не видят перспектив развития этой отрасли. Без государственной поддержки, силами одних только бизнесменов, речной транспорт не спасти, уверены судовладельцы.

«Судоходный бизнес все труднее и труднее держать на плаву. От глубины зависит количество перевозимого груза. Каждый сантиметр осадки крупного судна – 20 тонн груза. 10 сантиметров – уже 200 тонн, чтобы пройти по глубине, мы недогружаем суда, а это – прямые убытки. Кроме того, из-за обмеления и установления в ряде мест одностороннего движения сроки доставки груза существенно увеличиваются. Альтернатива речным перевозкам – железная дорога, и клиенты в итоге идут туда. В результате бизнес речных перевозок умирает, если это произойдет, то железнодорожники станут монополистами на рынке, что приведет к резкому скачку тарифов», - объясняет президент «Танкерного союза» Петр Разумов.

Напомним, что комплекс сооружений Волго-Балтийского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства (ГБУ «Волго-Балт») включает в себя 11 высоконапорных шлюзов, 3 гидроэлектростанции, 5 водосбросов, 25 земляных плотин и дамб, 9 мостовых переходов, 12 паромных переправ, 8 классных маяков, более 5000 знаков судоходной обстановки, 273 единицы обслуживающего флота, общая численность работающих составляет порядка 2700 человек. Зона ответственности простирается от моста Лейтенанта Шмидта в Петербурге до Череповца. Общая протяженность эксплуатируемых водных путей составляет приблизительно 4900 километров, в том числе 3270 километров - с гарантированными глубинами.

Ян Гравшин,
«Фонтанка.ру»