Каспаров будит спящую Русь

Каспаров будит спящую Русь

Петербург становится своего рода дискуссионным клубом для политической оппозиции. Где, как не на родине действующего президента РФ, лучше обсудить методы и цели борьбы с «российским Пиночетом»? На этот раз инициатором дискуссии выступил лидер Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров.

Петербург становится своего рода дискуссионным клубом для политической оппозиции. Где, как не на родине действующего президента РФ, лучше обсудить методы и цели борьбы с «российским Пиночетом»? На этот раз инициатором дискуссии выступил лидер Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров.

Еще вчера Гарри Каспаров был известным на весь мир шахматистом, и Кремль гордился им как «национальным достоянием». Сегодня Каспаров – один из наиболее радикальных обличителей «номенклатурно-олигархического» режима, и Кремль старается не упоминать всуе его имени. Гроссмейстера Каспарова как будто больше нет, как нет и политики, которой он занимается. В политическом театре, который призывает демонтировать знаменитый шахматист, все ВИП-места давно заняты, а какие-либо иные просто не предусмотрены. Поэтому на долю Каспарова выпала лишь полумаргинальная политика улиц. В нее он и шагнул со своего интеллектуального Олимпа.

Явки и пароли

Гарри Каспаров – фигура нон-грата в национальной политической элите. Ему не предоставляют высочайших трибун для его крамольных заявлений. Поэтому все пресс-конфренции Каспарова носят поспешный и какой-то подпольно-явочный характер. В арендованном на пару часов зале гроссмейстер говорит торопливо и эмоционально, с явным внутренним надрывом, как будто сейчас сюда ворвутся и всех арестуют. У дверей зала, широко расставив ноги, стоят какие-то надменные люди в штатском – бог его знает, кто такие, вроде на журналистов не похожи...

Гарри Каспаров дает пресс-конфренцию, но на самом деле - в зале «все свои». Им не надо объяснять, почему «путинский режим» надо демонтировать. С этим, похоже, и так согласны все присутствующие. Вопрос только в методах и формах революционной борьбы.

Оранжевый сценарий устарел

- Мне кажется, что любая попытка повторить оранжевый сценарий в России чревата натяжками, - говорит Гарри Каспаров. - Грузия, Украина – это одно, Россия - совершенно другое. Я думаю, что сценарий борьбы с режимом в нашей стране будет совсем иным, и не исключено, что прямого отношения к парламентским или президентским выборам он иметь не будет.

Каспаров считает, что в России пока еще не появились политики, в поддержку которых народ вышел бы на «майдан» или на баррикады. Если у нас и будут свои «майданы», то возникнут они стихийно, как протест против произвола власти на местах или против ухудшения уровня жизни. Протест против угрозы обнищания кажется Каспарову наиболее решающим и естественным: многие россияне живут в непосредственной близости от черты, за которую отступать некуда. По данным недавнего опроса социологического центра «Левада», есть очевидный увеличивающийся разрыв между двумя неравными частями российского общества, одна из которых имеет доступ к жизненным благам, проистекающим от нефтяного и газового экспорта, а другая не имеет. Первая категория людей составляет 15 процентов от всего населения России, а вторая – 85.

Выборы в России давно утратили свою «святость» и ценность в глазах народа – поэтому он и не будет возмущаться их фальсификацией. Люди ничего не ждут от выборов и не связывают с ними никаких надежд. Зато «путинская демократия», по словам Каспарова, использует избирательные компании для своей легитимизации в глазах Запада. В связи с этим Каспаров и задается вопросом: стоит ли демократической оппозиции вообще участвовать в предстоящих выборах в Госдуму 2007 года, если они являются лишь частью той большой игры, в которую играет Кремль?

Игры, в которые играет Кремль?

Впрочем, несмотря на предсказуемость будущих думских выборов, демократические партии все равно примут в них участие. Гарри Каспаров признает это как очевидный факт, хотя и предлагает подискутировать на тему бойкота выборов. Большинство современных оппозиционных лидеров формировались внутри существующей политической системы - поэтому они до конца будут играть по ее правилам. Искать поддержку на улицах вряд ли рискнет самый демократичный из сегодняшних демократов.

- Кремль уже выстроил свою политическую конструкцию, а глава ЦИК Вешняков довольно четко ее пояснил, - говорит Гарри Каспаров. - Вешняков определил три партии, которые по результатам выборов войдут в высшую лигу «тяжеловесов» - это ЕдРо, КПРФ и ЛДПР. Всего в парламент будут прорываться порядка 10 партий, но через процентный барьер перейдут не больше 4-5.

КПРФ, по словам Каспарова, по прежнему будет собирать протестный электорат. Но в условиях фактического разгрома «Родины» партия Зюганова может набрать не отведенные ей 15 процентов, а гораздо больше. На этот случай, как полагает Каспаров, предусмотрена четвертая партия – финалист избирательных гонок. В выступлении Вешнякова даже прозвучало ее название – это Партия пенсионеров. Это и есть та самая организация-противовес, которая, если Зюганов не сможет сдержать роста протестных настроений, перейдет в высшую парламентскую лигу.

Правда, неназванной осталась таинственная пятая партия, которая, судя по обмолвке Вешнякова, может как появиться в парламенте, так и не появиться. В этом случае, по мнению Каспарова, речь наверняка идет о демократическом лагере. Но какая из партий будет допущена до парламентских трибун, остается только гадать. По убеждению Каспарова, это не будет ни СПС Никиты Белых, ни РПР Владимира Рыжкова. Вероятно, эти партии даже не будут зарегистрированы на выборах, так как именно «Кремль решает, кого регистрировать, а кого нет».

Мы знаем, что у нас есть демократическая партия, у которой, несмотря на скудный состав, проблем с регистрацией пока что не возникало, - рассуждает Гарри Кимович. - Это партия Андрея Богданова, который прославился блистательной победой над экс-премьером Михаилом Касьяновым на последнем съезде ДПР (Демократической партии России). В случае ее победы на выборах власть может позволить себе запустить пару десятков демократов в Госдуму, чтобы потом показывать их Бушу и Блэру.

Однако в последние дни в демократической среде циркулируют слухи, согласно которым партии «Яблоко» тоже будет высочайше дозволено зарегистрироваться. По словам думского экс-депутата Юлия Рыбакова, «в июле Кремль позволит провести новый объединительный съезд «Яблока» с тем, чтобы ввести эту партию в будущий парламент. В 2008 году это, очевидно, позволит лидеру «Яблока» Явлинскому баллотироваться в президенты - с пониманием того, что президентом он никогда не будет».

Гари Каспаров согласен с тем, что такой сценарий парламентских выборов может в настоящее время рассматриваться Кремлем. По его мнению, это делается с дальним прицелом на президентские выборы 2008 года, на которых «тройка кандидатов Зюганов-Явлинский-Жириновский гарантирует соблюдение внешних приличий. Суммарные 20, а глядишь и 25 процентов, отданные за оппозиционных кандидатов супротив 75 за «начальника» – это вам уже не Белоруссия, а почти как в цивилизованных странах. Тем более, что эти трое – люди проверенные и сюрпризов ждать не приходится».

Валерий Береснев,
Фонтанка.ру