"Дума так и не стала парламентом"

"Дума так и не стала парламентом"

Депутат Госдумы Геннадий Гудков, член парламентского Комитета по безопасности, лидер «Народной партии» и член фракции «Единая Россия», бывший сотрудник КГБ и эксперт по вопросам безопасности, побывал в гостях у «Фонтанки.

Депутат Госдумы Геннадий Гудков, член парламентского Комитета по безопасности, лидер «Народной партии» и член фракции «Единая Россия», бывший сотрудник КГБ и эксперт по вопросам безопасности, побывал в гостях у «Фонтанки.ру». Депутат рассказал все, что думает о «партии власти» и развитии парламентаризма сто лет спустя после начала работы первой Думы.

Проблемой государства является то, что вместо реального партийно-политического строительства, вместо формирования ответственного правительства, мы занимаемся политическими PR-проектами. Сейчас отмечается столетие Думы. Но за сто лет Дума так и не стала парламентом. Я говорю об этом с искренним сожалением и болью, потому что при таких темпах строительства парламентаризма в России мы его никогда не построим. Сегодня даже непальцы заставили форму абсолютной власти уйти в прошлое. Семь партий, которые и партиями-то назвать сложно, вывели население на улицу и таким путем решили вопрос о монархии в Непале. А мы эту форму, очень схожую с монархией или с диктатурой генеральных секретарей, тиражируем и думаем, что это она позволит быстро и успешно развиваться России. Мы должны сегодня идти путем резкого расширения коллегиальности в принятии решений в стране.

- В Петербурге в последнее время произошла серия резонансных преступлений, которые предполагают национальную и экстремистскую подоплеку. В ряде федеральных СМИ уже прозвучало мнение, что сейчас Петербург чуть ли не фашистская столица.

Я не согласен с такой оценкой. Дело не в том, что Петербург криминален или не криминален. В Петербурге политические процессы развиваются быстрее. 1,5 года назад я направлял в администрацию президента докладную записку. Я там писал, что если мы не пойдем по пути создания конструктивной оппозиции, расширения полемики, расширения коллегиальности управления страной, то есть принятия важных политических решений, если мы не дадим парламенту хотя бы пол слова, полновесного в Российском государстве, и будем продолжать курс на монопартийную систему, то мы получим радикализацию протеста. Я писал, что этот протест, скорее всего, приобретет хулиганско-маргинальные формы. Это: «Бей черных – спасай Россию», «Бей жидов – спасай Россию» и так далее. С учетом традиционного пьянства, массовой наркомании и падения нравов, нетрудно было предсказать, что эти хулиганские маргинальные протесты будут нарастать. Протест зачастую приобретает уродливые формы. Где-то он приобретает формы нацизма, где-то - формы расизма, ксенофобии. И дело не в лечении конкретных форм, и не в драматизации ситуации: мол, у нас появились фашисты. Это, безусловно, надо жестко пресекать, с этим надо бороться. Но, главное, понять, что глубинные причины подобных явлений лежат в однобокости нашей политической партийной жизни, в однобокости управления нашим государством. Слишком жесткую построили вертикаль власти, слишком перетянули полномочия в исполнительную власть, лишив права принятия решений, участия в подготовке решений огромное количество людей.

- Как Вы с такими мыслями состоите в фракции «Единой России»?

А как в КПСС, которая охватывала всю социально-активную часть общества, состояли люди с разными взглядами? В КПСС была полемика, там, может быть, не хватали друг друга за грудки на политсоветах и политбюро, но полемика была очень жесткая, там тоже были люди с разными взглядами. У нас сейчас фракция «Единая Россия» объединяет не только партийных, но и беспартийных, и даже руководителей других партий, (я возглавляю «Народную партию»), и допускается существование различных точек зрения, к счастью, пока еще.

Но ведь Борис Грызлов сказал, что никаких крыльев у его партии не будет.

Прагматизм высказывания Грызлова очевиден. Любое крыло ведет к расколу партии. Но ведь «Единая Россия» не является в классическом понимании партией. Это некое государственное образование, очень напоминающее КПСС, в котором собрана политическая и иная элита. Однако партии строятся на идеологических основах, идеология основывается на экономической программе, а программа должна быть создана в интересах достаточно больших социально-экономических слоев. Такой программы у «Единой России» нет. Сегодня она представляет собой набор различных экономических взглядов и интересов. Поэтому я считаю, что главный принцип, который доминирует в «Единой России», как политической партии, это ее жесткая привязка к административно-командному принципу. Это и не дает ей возможность стать реальной партией. Можно крыльями расколоть партию, если есть партия. Но если есть просто некая иерархическая структура, привязанная к центральной власти, достаточно жёстко управляемая, то наличие крыльев никак не сказывается на партийной структуре. Она может существовать, имея и десятки крыльев. Хотя потенциальная возможность, опасность раскола есть.

Следует понимать, что на Вашу записку в Кремле не отреагировали?

Сказали, что я сгущаю краски, пессимистически смотрю на ситуацию. Боюсь только, что я подтвержу известный принцип: пессимистами у нас в стране являются хорошо информированные оптимисты. Хотелось бы искренне заблуждаться, и хотелось бы, чтобы все мои прогнозы не сбывались. Но пока, к сожалению, я вижу, что они начинают сбываться, и даже быстрее, чем мы предсказывали.

Ваш прогноз на ближайшие два года.

Все зависит от позиции власти. Если мы сохраняем «статус кво» сегодняшней политической ситуации, то системный кризис, на мой взгляд, начнется в конце восьмого - начале девятого года. То есть до 2010 года Россия окажется в кризисе, который поразит и экономику, и политическую часть, может быть, федеративные отношения, и последствия этого кризиса предсказать сложно. Но у власти, Кремля еще есть небольшой запас времени - это буквально 2-3 месяца – чтобы запустить создание реальной, а не PR-проекта, конструктивной оппозиции. На сегодняшний день без отмашки Кремля это не создать. Я помню из истории спецслужб пример, когда Центральное разведывательное управление более 10 лет поддерживало Коммунистическую партию в Соединенных Штатах, направляя через третьи счета им деньги на поддержание деятельности. Когда их спросили, для чего они это делали, они сказали: мы поддерживали оппозицию, чтобы иметь противоположную точку зрения, чтобы знать, как нам строить политику, избегать каких-то определенных опасностей. Кремль должен, на мой взгляд, всерьёз подумать, что если в стране не будет создана конструктивная оппозиция, то, однозначно, возникнет деструктивная, и она расшатает лодку. Мы видим, что, несмотря на декларации и грозные заявления, у нас развивается коррупция, мы ничего не можем сделать с преступностью, у нас наблюдается застой в экономике, продолжается реальная инфляция, которая гораздо больше, чем та, которую указывают в Минфине. Без конструктивной оппозиции проблемы не решить. Потому что, какими бы хозяева Кремля не были семи пядей во лбу, невозможно в узком кругу, состоящем из полутора десятков человек, выработать все решения, все политические и экономические шаги для такой огромной страны.

То есть мы уже сегодня можем говорить о кризисе властных институтов, кризисе аппарата?

Кризиса нет. У власти есть большие финансовые ресурсы, есть еще определенный резерв доверия, есть достаточно большая инерция, набранная в прошлые годы, но этот ресурс тает, поскольку он не подтверждается другими шагами. Международная изоляция, это тоже немаловажный фактор, к которому мы потихонечку все ближе и ближе движемся. Но пока еще власть себя чувствует уверенно, и даже в 2007 году, я думаю, по силам той же «Единой России» взять конституционное большинство в парламенте. Она может претендовать и на 40, и даже на 45 процентов в Государственной думе за счет ресурсов, за счет административного фактора, управляемых СМИ, и способна провести в Думу порядка 300-320 депутатов. Но это ничего не меняет. Наоборот только ухудшает ситуацию.

И все же если понимать власть, как менеджмент, который производит услуги для населения, что она производит, кроме аппаратных разборок?

У нас построена номенклатурно-административная командная система, возникли новые номенклатуры. Мы критиковали коммунистическую номенклатуру, а теперь возникла новая номенклатура, и мы видим, что даже данные Госстсата свидетельствуют о более чем 10-процентном официальном, подчеркиваю, потому что есть еще неофициальный, росте бюрократов. А бюрократ производит не только услуги по управлению государством. Нынешние бюрократы реально пришли к власти, и они производят препятствия для жизни граждан, для развития экономики, и через эти препятствия неплохо зарабатывают. Сегодня номенклатура использует рыночные механизмы для извлечения доходов, в виде откатов, взяток, поборов. Это и составляет суть политики.

Вы последовательно выступали в Думе за реформирование правоохранительных институтов, но это также не нашло отклика...

К сожалению, нет. Дело в том, что сами министры не способны предложить эффективный вариант реформы, поскольку, если вдруг будет принят неполный вариант, а частичный, то министерства могут потерять бюджеты, ничего не добившись в качестве. Поэтому реформа правоохранительного блока должна быть системной. Она должна опираться на очень простые принципы. Первый принцип – это инвентаризация и сокращение избыточных параллельных функций. Вместе с этим должны пройти соответствующие сокращения личного состава. После этого должна быть резко, в разы повышена заработная плата. Изгнаны коррупционеры, на их место должны на конкурентной основе прийти нормальные кадры, которые придут работать за те блага, которое дает государство, а не по принципу, что дали пистолет, как хочешь, так и крутись. Это все можно сделать, но для этого нужно пойти на серьезную системную реформу.

На словах было предпринято много шагов для противодействия террористической угрозе. Правоохранительные органы сегодня могут, на Ваш взгляд, противодействовать этому злу?

Нет. И, в первую очередь, по причине, уже мною сказанной. Если допустим, мы берем ФСБ, то сейчас там начат процесс укрепления оперативных кадров. И заработная плата заметно увеличена и начали уделять внимание фигуре оперативного уполномоченного. Это основная фигура, которая должна на дальних подступах предотвращать подготовку и проведение терактов и иных опасных преступлений. Но оперативная работа хороша тогда, когда опирается на четкий так называемый полицейский режим. Неэффективность этих режимов сводит на нет работу оперативных подразделений. Есть огромные проблемы в оперативно-агентурной работе, хотя какой-то сдвиг обозначился. Что же касается режимов, то мы видим, что милиционеры охотнее шерстят рынки и ларьки нежели занимаются прямыми обязанностями.

В том числе занимаются обеспечением рейдерских захватов.

В том числе.

К вам, как главе комиссии Торгово-промышленной палаты по безопасности, много обращаются по этому поводу?

То, что происходит напоминает передел собственности середины 90-х годов. По объемам, масштабам угроз, которые наносятся российской экономике, рейдерство стало одной из главных проблем бизнеса. Недаром мы имеем огромную утечку капитала за рубеж. Она исчисляется десятками миллиардов долларов ежегодно. Это невосполнимая дыра и никакие заимствования не помогут исправить ситуацию. До этого бизнес не был в таком униженном и испуганном состоянии. Рейдерство становится в ряд национальных угроз. У рейдеров появляются мощные политические крыши и в условиях зависимости правоохранительной системы от политических раскладов, механизм правосудия начинает пробуксовывать. Даже не то, что пробуксовывать, он становится абсолютно бессмысленным. Невозможно по закону защитить свое имущество, если тебе противостоит противник, у которого не только деньги, но и административно-политическое влияние. Выход один: бежать.

Куда?

Капиталы – штука пугливая, они чутко реагируют на любые угрозы. Ведь у нас уже начинался процесс возврата капиталов, а потом он был опрокинут. В РСПП была озвучена цифра: 55 миллиардов за первое полугодие прошлого года, а, по некоторым оценкам общая сумма утечки, в 2005 году составила около 100 миллиардов долларов.

Как вы оцениваете предложение о налоговой амнистии под 12 процентов, которое должно вскоре обсуждаться в Думе.

Налоговая амнистия должна быть только одной из мер. Если мы продекларируем сейчас налоговую амнистию, это не даст большого результата. Она могла бы быть очень эффективной в условиях общего благоприятствования бизнесу. Вот если бы были созданы прочие условия, не было бы налогового террора, рейдерских захватов, заказных дел, если бы была возможность по закону отстаивать свои права в судах, то, конечно, амнистия была бы чрезвычайно полезна. Я думаю, что в страну вернулись бы десятки миллиардов, которые бы начали здесь работать. Пока же растет армия чиновников, которая рассматривает бизнес только как дойную корову, которую надо меньше кормить и больше доить. Я рискну сказать, что у бюрократов, поставивших взятки как бизнес, денег больше, чем у тех, кто их зарабатывает. Отсюда дачи, автомобили, Куршавель, который вздрагивает от приезда русских. Огромное количество потребителей роскоши – высокопоставленные российские чиновники. У них нет бизнеса и больше некуда вкладывать средства, вести бизнес они не умеют, а отнимать и делить - ума много не надо. Ну а когда появляются на руках большие свободные деньги, то тут и начинается: дома, новинки автопрома, яхты и т.п. Но это тоже отток капитала, потому что почти ничего из этого мы не производим.

Что вы думаете об инициативе МВД ввести надзор за бывшими осужденными?

Это разумная мера в рамках профилактики. Так было в Советском Союзе, это было до СССР, это практика, распространенная во многих государствах, в том числе США. По большому счету речь идет о надзоре, позволяющем расширить институт условного освобождения, условного осуждения по нетяжким статьям. Поэтому мне кажется, что с точки зрения профилактики мера правильная, а как она будет работать – зависит от людей.

Среди ваших избирателей – граждане России, живущие в Грузии и Абхазии, которые приписаны к вашему округу. А вы грузинские вина пьете?

Пил и пью. Что же касается наших межгосударственных отношений, я только могу высказать искреннее сожаление. Но в том, что неприязнь зашла так далеко, я думаю, что помимо вины России есть огромная вина Грузинского руководства. Я имею в виду абсолютно циничную позицию в отношении наших военных баз, создание для них невыносимых условий, фактически состояния осады, визовый шантаж, который был развязан. И не могу не сказать о тех ошибках, которые совершены российским руководством. Я считаю грузинскую политику России абсолютно бездарной, особенно в части военно-стратегических вопросов. На сегодняшний день мы подписали соглашение, которое пока скрыто от общественности о сверхбыстром выводе наших военных баз. Эта ситуация близка к эвакуации наших войск из Европы.

Беседовал Александр Горшков,
«Фонтанка.ру»