Крестьянина возвращали три раза

Крестьянина возвращали три раза

Вчера в Русском музее состоялась торжественная церемония, посвященная возвращению в его коллекцию картины Ивана Крамского "Портрет крестьянина (Мужской портрет)", похищенной в время войны немецко-фашистскими оккупантами.

Вчера в Русском музее состоялась торжественная церемония, посвященная возвращению в его коллекцию картины Ивана Крамского "Портрет крестьянина (Мужской портрет)", похищенной в время войны немецко-фашистскими оккупантами. Комментирует МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ.

На самом деле в Михайловском дворце работу Ивана Крамского (1837-1987), классика русской живописи, выдающегося портретиста, одного из организаторов Товарищества передвижных выставок, взбунтовавшегося против академической мертвечины, возвращали на родину уже в третий раз. Сначала, 1 марта нынешнего года, во время визита президента РФ Владимира Путина в Прагу картину лично передал ему президент Чехии Вацлав Клаус. Далее портрет спускался вниз по вертикали власти. В апреле в Москве в Министерстве культуры и массовых коммуникаций его столь же торжественно передали директору Русского музея Владимиру Гусеву. Теперь -- без лишнего пафоса, по-семейному -- водрузили на постоянную экспозицию, где на него строго взирают деятели культуры с прославивших Крамского портретов.
Странствия портрета длились 66 лет: напрашиваются каламбуры на тему "передвижничества", которое вынудило его передвигаться по Европе причудливыми маршрутами. Летом 1940 года Русский музей отправил по городам Северного Кавказа, Донбасса и Крыма передвижную выставку "Основные этапы развития русской живописи", включавшую 144 живописные работы, в том числе и "Портрет крестьянина", и 39 графических работ. Спустя год ее передали на временное хранение Алупкинскому музею.
Оттуда-то выставку и умыкнули нацистские искусствоведы, осуществлявшие массовый и планомерный вывоз культурных ценностей из оккупированных стран. "Портрет крестьянина" стал 54-м произведением из состава передвижной выставки, которую удалось разыскать. Выяснилось, что в начале 1950-х годов ее приобрела у частного лица Моравская галерея в чешском городе Брно. В 2003 году начались переговоры между Чехией и Россией по поводу возвращения картины. В 2005 году совместная экспертиза подтвердила происхождение полотна. Работа закончилась, начался официоз.
Во всей этой прозрачной истории есть только одна странность: при чем тут президент? На фоне международных споров, например, по поводу так называемой балдинской коллекции графики, вывезенной после войны из Германии советским офицером, думских призывов признать все перемещенные в СССР ценности компенсацией за урон, нанесенный немецкими оккупантами, история с "Портретом крестьянина" кажется кристально чистой, простой. Пример кропотливой, повседневной работы по возвращению потерянных экспонатов, каждый из которых в равной степени дорог музею.
Участие первого лица государства было бы понятно, если бы речь шла о шедевре мирового уровня. Но "Портрет крестьянина" шедевром можно назвать только от умиления. Крамской как Крамской, крепкая, выразительная живопись: крестьянин, что называется, "как живой". Ну да, нестандартная техника, волосы на бороде процарапаны обратной стороной кисти -- разве что это привлекло президента. Иначе придется предположить, что проблема реституции так безнадежно неразрешима, что только лично президент может время от времени привезти в своем багаже какой-нибудь художественный пустячок.