Студенческая школа для беженцев

Студенческая школа
для беженцев

Недавно мы рассказывали о замечательном ленинградском педагоге Николае Павловиче Галицком. Как уже говорилось, в 1920 — 1926 годах он учился в педагогическом техникуме имени Ушинского (бывшей Земской учительской семинарии).

Недавно мы рассказывали о замечательном ленинградском педагоге Николае Павловиче Галицком. Как уже говорилось, в 1920 — 1926 годах он учился в педагогическом техникуме имени Ушинского (бывшей Земской учительской семинарии), находившемся в Петрограде, в рабочем городке Сан-Галли на Петровском острове.
В домашнем архиве дочери Н. П. Галицкого Натальи Николаевны сохранились уникальные, никогда не публиковавшиеся, воспоминания отца, посвященные годам его учебы в педагогическом техникуме. Они датированы ноябрем 1983 года и озаглавлены «Как я стал учителем». Воспоминания достаточно обширные и едва ли смогут уместиться на газетной полосе, поэтому мы извлекли из них весьма любопытный эпизод, ярко характеризующий быт Петрограда начала 1920-х годов.

Как вспоминал Галицкий, литературу в их классе преподавал видный критик, знаток творчества Достоевского Александр Леонидович Слонимский — брат известного писателя. Под впечатлением романа «Преступление и наказание» у группы студентов возникла мысль пройти по следам героев книги. Однако получилось так, что эта экскурсия имела неожиданные последствия.

\

Проходя по Сенной площади, возле здания бывшей гауптвахты студенты увидели группу подростков, которые что-то продавали и о чем-то спорили. Самое удивительное, что разговаривали они между собой на немецком языке. Подростки оказались беженцами из голодающего Поволжья. Обитали они на Гончарной улице у Московского вокзала.

\

«В один из следующих дней мы побывали у подростков, — вспоминал Николай Галицкий. — Жили они с родителями в большой казарме. Семьи были разделены различного цвета и высоты занавесками. После посещения общежития у нас возникла идея: организовать для детей и подростков школу».

\

Чтобы выделить уголок для классов, в казарме произвели «уплотнение». По списку учеников оказалось сорок два. Студенты обратились к заведующей Отделом социального воспитания Князевой, которая к идее создания школы отнеслась с пониманием и бесплатно выделила учебники, тетради, чернила, ручки и карандаши, а также обязала директора соседней школы выделить парты, две классные доски, два стола и два стула.

\

Было решено организовать двухкомплектную школу, чтобы в ней работали два студента-учителя одновременно. С помощью преподавателей техникума был рассмотрен и утвержден учебный план школы. Студенты давали уроки в школе на Гончарной два раза в неделю. Заведующим школой выбрали Андрея Шаркова (впоследствии — известный ленинградский педагог, создатель и первый директор школы в Зеленогорске), завучем стал Николай Галицкий. Поскольку школа находилась довольно далеко от педагогического техникума, а на трамвай у студентов-учителей денег не было, снова помогла Князева, которая выделила на каждый месяц талоны на проезд в трамвае.

\

Занятия начались в октябре 1922 года. «Ученики оказались очень старательными, внимательными на уроках и аккуратными при выполнении домашних заданий, — вспоминал Николай Галицкий. — Со многими из них сложились доброжелательные отношения. Часто после уроков мы беседовали с ними об их горестях и бедах и как могли помогали им... Раз в месяц мы знакомили учеников с городом, побывали в Музее революции, в Русском музее. К ноябрьским дням мы вручили школе красный флаг, который всегда стоял в переднем углу класса».

\

В мае 1923 года немцы уезжали к себе в Поволжье, поэтому в первых числах мая занятия в школе закончились. В праздник 1 мая студенты педтехникума с учениками школы участвовали в демонстрации и прошли по Дворцовой площади (тогда — площади Урицкого). После демонстрации родители учеников устроили праздничное чаепитие.

\

«Судьбу нашего красного флага мы решили так: его аккуратно разрезали на кусочки продолговатой формы по числу учеников и учителей и раздали ученикам на память маленькие красные флаги, — вспоминал Николай Галицкий. — У меня долго хранился этот красный небольшой флаг, он пропал во время блокады... В начале мая на перроне Московского вокзала мы простились со своими дорогими учениками. Мне было тогда 18 лет. Так случайная встреча с подростками на Сенном рынке и организация школы, работа в ней учителем стала решающим стимулом в выборе мной профессии учителя...»