Душевные вопли

Душевные вопли

В среду во Дворце культуры имени Ленсовета прошел концерт группы "Вопли Видоплясова". Редкое для Санкт-Петербурга событие комментирует ДМИТРИЙ ПЕРВУШИН.

В среду во Дворце культуры имени Ленсовета прошел концерт группы "Вопли Видоплясова". Редкое для Санкт-Петербурга событие комментирует ДМИТРИЙ ПЕРВУШИН.

Концертов в Петербурге "Вопли Видоплясова" не давали давно. На память, скорее, приходит показанный в городе зимой мюзикл "Наталка-Полтавка", в котором поет Олег Скрипка. Группа вообще играет в России мало, но ценится высоко, для массового слушателя практически не существует, наверное, не только потому, что у них давно не появлялось никаких радиохитов. На Украине, напротив, "Вопли" играют все больше и больше: в первых числах мая они были хедлайнерами рок-фестивалей "Таврийские игры" и "Рок-сечь", а в конце месяца отравятся в тур в рамках Дней Европы на Украине.
Кроме "Воплей" у каждого из участников есть свои проекты. Олег Скрипка играет, пишет музыку для театра и продюсирует музыкальные фестивали, басист Александр Пипа играет в группе "Борщ", -- все это обеспечивает весьма значимое присутствие "Воплей" в национальной культуре. Занимаясь своими делами, официозным флагманом революции, как "Океан Эльзы", они, к счастью, не стали, но все же оказались в свете оранжевых событий чем-то большим, чем просто главная украинская рок-группа, не растеряв альтернативного духа.
Что играют "Вопли Видоплясова", известно давно: дубоватый хард-рок, панк-подход, национальные украинские мелодии. При этом выглядят они как слетевший с катушек ВИА, оказавшийся на каком-нибудь колхозном празднике. И вся прелесть "Воплей" раскрывается только в живом выступлении, в котором все эти элементы -- лишь предлог для общения и вполне безумного времяпрепровождения.
Впрочем, в первые полчаса в зале ничего не происходило. Господин Пипа в дикой расцветки зеленой рубашке в малиновый цветок. Господин Скрипка в идиотском пиджаке. Запели. Одна песня, другая. Между песнями, как всегда, шутки-прибаутки, предваряющие следующий номер. Ощущение, как будто перед нами заграничная группа, -- раньше чего-чего, а такого впечатления они не производили. Что-то произошло на песне "Юра" с альбома "Музыка". К этому моменту, обращаясь к зрителям, господин Скрипка перешел с украинского на ироничный суржик.
Выдававший ранее разве что кокетливые проходы по краю сцены, он вдруг затанцевал, а несколькими номерами позднее метнулся в зал. Взлетели украинские флаги, припасенные зрителями. Луч прожектора не мог поймать господина Скрипку. То элегантный проход по барьеру, отгораживающему танцевальный партер, -- между зрителями и зрителями. То скачок в зал и танец на спинке кресла. Смотрительницы сжимались: еще чуть-чуть, и конструктивистскому памятнику крышка. Подоспел простецкий букет черемухи, как нельзя лучше вписался в действо и был несказанно обыгран господином Скрипкой, который прижал его к груди и, обнимая, допел песню.
За последующий час "Вопли", исполнившие все любимые песни со всех альбомов, превратили зрителей в сущих детей. Те в меру сил подпевали, танцевали сидя и стоя, улыбались, тянули телефоны, пытаясь поймать неуловимого господина Скрипку и сфотографировать его, вскакивали с кресел, чтобы пообниматься с ним, стекались, заполнили маленький танцевальный партер и в конце концов оглушительно топали, когда группа удалилась со сцены.
Главное ощущение в конце: зрители очень соскучились по душевной песне и получили сполна. Пожалуй, такую близость со зрителем может организовать из российских групп лишь "Чайф", а чем группа моложе и моднее, тем этого насущного, в общем-то, качества в их живых выступлениях меньше. Словом, "Вопли Видоплясова", которые вообще не заботятся о своей дискографии, а, как стало ясно после концерта, лишь о силе непосредственного воздействия, стоит видеть, сколько бы раз они ни играли: не так много артистов, которые не замкнуты в себе, своей музыке или имидже.