Выстрел Авроры

Выстрел Авроры

Мариинский театр на фестивале "Звезды белых ночей" показал реконструированную "Спящую красавицу" в оригинальной версии 1890 года.

Мариинский театр на фестивале "Звезды белых ночей" показал реконструированную "Спящую красавицу" в оригинальной версии 1890 года. Споры вокруг этого спектакля не утихают со дня премьеры в 1999-м году. Рассказывает МАРИЯ РАТАНОВА.


Оригинальную "Спящую красавицу" восстановили в тот момент, когда мариинский балет находился в репертуарном кризисе. Воссозданная в полном объеме как художественный текст, по хореографической нотации, в оригинальных костюмах и интерьерах, старинная "Спящая красавица" показала труппе выход из тупика. Режиссерски и хореографически она и в реконструкции оказалась не антикварной вещью, а живым спектаклем, способным многому научить. Оппоненты упрекали постановку в отсутствии подлинности.
Безусловно, ткани не те, из которых шились костюмы в XIX веке. И артисты сегодня не те: и тела, и ноги, и мысли в голове у них другие. Но дело же не в этом. Возобновлено самое ценное: архитектоника хореографических ансамблей Петипа, которая была разрушена, и сложнейшая композиция всего спектакля, которая была убита. В воссозданном синтетическом театральном действии балета, вобравшем в себя танец, пантомиму, придворные шествия, пышные костюмы, сказочно-мифологическую символику и воссоздавшем атмосферу века Людовика-Солнца, увиденного глазами людей конца XIX столетия, для современного зрителя будто открылась анфилада культурных эпох. Сложнейшая архитектурно-пространственная композиция "Спящей красавицы" не имеет аналогов в балетном репертуаре. Спектакль интригует не "ударными" танцевальными номерами, чем привыкли поражать публику советские редакции классики, а всем развитием действия. Да и сама концепция балета, выстроенная Иваном Всеволожским, Петром Чайковским и Мариусом Петипа и основанная на идее зарождения нового в старом, на идее грядущего обновления и перемен, априори авангардна, а не консервативна.
Фестивальный спектакль прошел на подъеме. Как ни ругали мариинскую труппу за то, что она не попадает в старинный стиль, все-таки жизнь этого спектакля обеспечивает именно она. Артисты, поначалу с опаской примерявшие на себя постановку, за семь лет вжились в ее стилистику и атмосферу. Это, впрочем, не значит, что все прошло блестяще. Безупречен был музыкальный мариинский ансамбль, придавший гармоническую стройность и величие танцам фей Пролога, захлестнувший сцену витальной энергией в крестьянском вальсе и создавший иллюзию прозрачного художественного видения в сцене нереид. Но, к примеру, эпизод вторжения Феи Карабос в Прологе мог быть сыгран экспрессивнее и тоньше. Для артистов слабым местом остается пантомима. Игорь Петров, играющий Карабос, в сцене насмешек над королевской четой, где требуется изощренная мимика, сохранял неподвижное лицо-маску. Впрочем, прекрасной мимисткой выступила Юлия Махалина, уверенно и властно проведшая роль Феи Сирени.
Главным открытием вечера стала Аврора в исполнении Олеси Новиковой. Это еще одно свойство старинной "Спящей красавицы" -- продуцировать таланты. Юная госпожа Новикова, лишенная апломба примадонны, неизменно сопутствующего этой звездной партии, обнаружила способность к драматическому выстраиванию роли, технический блеск и, при внешней хрупкости, поразительную внутреннюю силу. Она уверенно и тонко плела кружево вариации в первом акте, нежнейшим бельканто "пропела" сцену нереид и неожиданно драматично сыграла сцену пробуждения, показав ее как момент взросления, момент перехода из юности в зрелость. Финальное па-де-де с Андрианом Фадеевым в партии Дезире они провели с затаенной страстью и блеском виртуозности.
Испытание новым временем эта постановка уже выдержала. По-прежнему интригует и захватывает. На мой взгляд, это не просто один из немногих в репертуаре Мариинского балета спектаклей-праздников, а главное достижение балетной труппы последнего десятилетия. Именно этот спектакль нанес смертельный удар нависавшей было над мариинским балетом концепции театра-музея. А заодно реконструированная "Спящая красавица" фактически вытеснила со сцены советский усеченный и академизированный вариант балета. Бедный смыслом и красками спектакль Константина Сергеева 1952 года, с его упрощенной до уровня школьного учебника философией, после премьеры балета 1999 года редко появляется на сцене. Теперь редкие появления в репертуаре грозят и настоящей "Спящей красавице". Через полгода Мариинский театр закрывается на реконструкцию; играть этот масштабный, со сложными декорациями спектакль на временных площадках будет крайне затруднительно. Так что не дай бог этому уникальному балету вновь превратиться из репертуарного в легендарный.