Смольный признал General Motors

Смольный признал General Motors

Вчера правительство Санкт-Петербурга признало строительство автомобильного завода General Motors (GM) стратегическим инвестиционным проектом, а также приняло постановление о проведении изыскательских работ на участке в промзоне Шушары, где и разместится производство.

Вчера правительство Санкт-Петербурга признало строительство автомобильного завода General Motors (GM) стратегическим инвестиционным проектом, а также приняло постановление о проведении изыскательских работ на участке в промзоне Шушары, где и разместится производство. Закладка первого камня нового предприятия намечена на 13 июня (в это время в городе с участием президента России Владимира Путина будет проходить X Международный экономический форум), тогда же будет подписано соглашение с Nissan. Смольный не собирается останавливаться на достигнутом -- как сообщил председатель комитета экономического развития Владимир Бланк, ведутся переговоры еще с двумя автомобильными компаниями.


29 мая GM подписала в Москве два соглашения: с Министерством экономического развития и торговли -- о предоставлении таможенных льгот на ввоз комплектующих, а также инвестиционное соглашение с городским правительством. Напомним, что о намерении GM построить собственный автозавод в России стало известно в марте, а в апреле вице-президент GM Роберт Лутц встретился с главой комитета экономического развития, промышленной политики и торговли смольнинской администрации Владимиром Бланком и провел соответствующие переговоры. Инвестиции в проект составят около $115 млн (примерно 4 млрд рублей), а именно этот показатель является важным для признания компании стратегическим инвестором. Условный порог находится на уровне 3 млрд, так что новый автозавод вполне удовлетворяет заявленным требованиям. На первом этапе завод будет выпускать 25 тыс. автомобилей в год, но в дальнейшем, возможно, мощность производства будет увеличена.
"Аналогичный завод General Motors в Шанхае, расположенный на площади 54 га, ежегодно выпускает более 300 тыс. автомобилей", -- сообщил Владимир Бланк, подчеркнув потенциал нового завода. Завод обеспечит рабочими местами 700-750 человек. Участок площадью 94 га для GM подобрали в промзоне Шушары, рядом с уже строящимся заводом компании Toyota. Инженерная подготовка одного гектара территории, по словам господина Бланка, обычно обходится в сумму $100-200 тыс., а в случае с участком для GM преимущество заключается в том, что часть инфраструктуры уже имеется.
Кроме подготовки территории город намерен сделать GM подарок в виде дополнительных налоговых льгот. Если поправки будут приняты ЗакСом, то крупные промышленные инвесторы, вложившие в проект больше $3 млрд, на пять лет будут полностью освобождены от налога на имущество, а местный налог на прибыль им снизят на 4% (в сегодняшней редакции льготы предоставляются на три года). Господин Бланк не смог назвать, какая сумма в результате выпадет из бюджета, однако заявил, что "все равно для бюджета такое привлечение инвесторов выгодно".
GM стала третьей по счету автомобильной компанией, заявившей о строительстве сборочного производства в Северной столице. Ожидается, что в 2009 году, когда Nissan, Toyota и General Motors выйдут на проектную мощность, их ежегодный объем продаж превысит 40 млрд рублей. "Это больше, чем сейчас производит вся судостроительная отрасль Санкт-Петербурга", -- подчеркнул Владимир Бланк. Кроме того, за счет привлечения автогигантов власти рассчитывают развивать в городе производство автокомплектующих мирового уровня, что создаст дополнительные рабочие места.
Сейчас в России действует семь сборочных производств крупных автомобильных корпораций. За прошедший год ими было собрано около 160 тыс. автомобилей, что составляет менее 10% от общего числа автомобилей, проданных в стране в 2005 году. Эксперты прогнозируют, что если иностранные автопроизводители будут такими темпами осваивать российский рынок, то к 2010 году их доля в общем производстве достигнет 40%. Автомобили трех компаний, которые решили построить заводы в Петербурге, пользуются большой популярностью у российских покупателей. Так, по итогам прошлого года Toyota заняла второе место в рейтинге популярности иностранных автомобильных компаний, Nissan -- шестое, а GM -- десятое.
(Еще о заседании правительства и административных мерах, связанных с покупкой горожанами доступного жилья, см. материал на стр. 23.)
МАРИЯ СТРАХОВА