Трое в лодке, не считая инвесторов

Трое в лодке, не считая инвесторов

Петербургских инвесторов учат вкладывать средства в городскую экономику. Урок инвестирования преподали вчера бизнесменам два руководителя городских комитетов и один вице-губернатор во время теплоходной прогулки.

Петербургских инвесторов учат вкладывать средства в городскую экономику. Урок инвестирования преподали вчера бизнесменам два руководителя городских комитетов и один вице-губернатор во время теплоходной прогулки. Тем самым представители власти наглядно продемонстрировали, как государство и бизнес могут «плыть в одной лодке». Однако привлечение в Петербург больших инвестиций требует постоянного увеличения расходов городского бюджета на развитие инфраструктуры.

Как рассказал председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк, в прошлом году зарубежные инвесторы вложили в экономику Петербурга 1,417 миллиарда долларов. В этом году ожидается, что объем инвестиций составит не менее 1,5 миллиардов долларов. Иностранцы, в отличие от российских предпринимателей, охотно вкладывают деньги в промышленность – более 67% иностранных инвестиций пришлось именно на обрабатывающие производства. В этом году с учетом заключенных крупных инвестиционных контрактов тенденция не изменится. Однако ожидать получения доходов в городской бюджет можно будет еще не скоро – предприятия начнут работать только через пару лет.

«Сегодня для нас это большие расходы», - заявил Владимир Бланк. Они связаны, в основном, с обязательствами по подготовке инженерной инфраструктуры в тех районах, где разместятся будущие производства. Затраты на прокладку дорог, строительство коммуникаций, подключение к инженерным сетям постоянно растут – если сейчас город вкладывает в инфраструктуру порядка 1,3 миллиарда долларов, то уже в следующем году расходы на эти цели возрастут до 1,5 миллиардов долларов. Кроме того, налоговые поступления в бюджет уменьшаются за счет предоставления налоговых льгот. В ближайшее время, кстати, планируется еще увеличить срок предоставления налоговых льгот для промышленных инвесторов, вложивших более 3 миллиардов рублей. Такой режим должен привлекать инвесторов – тем более, что льготы предоставляются заявительным порядком и не требуют заключения дополнительных соглашений.

Также в комитете по инвестициям и стратегическим проектам рассчитывают привлекать инвесторов с помощью механизмов частно-государственного партнерства (ЧГП), особенно в сфере развития городской инфраструктуры. Как рассказал председатель комитета Максим Соколов, сейчас механизмы ЧГП работают практически во всем мире, а по количеству осуществленных проектов с 1985 по 2000 год лидирует Северная Америка, где уже реализовано около 1100 проектов, из которых 700 приходится на строительство автомобильных и железных дорог. В Европе 33% дорожной инфраструктуры функционирует по данному принципу. Главные преимущества такого партнерства между государством и бизнесом заключаются в том, что бюджет экономит средства, покупая непосредственно услуги, а не тратит их на создание активов. Частный бизнес, в свою очередь, может фиксировать свои затраты и будущую прибыль.

В Петербурге с помощью ЧГП рассчитывают реализовать наиболее приоритетные для города транспортные и инфраструктурные проекты, такие как Западный скоростной диаметр, Орловский тоннель, пассажирский терминал в западной части Васильевского острова, а также надземный экспресс. В сфере инженерной инфраструктуры: Юго-западные очистные сооружения, Северная водопроводная станция, система водоснабжения Юга и Юго-запада Петербурга, а также реконструкция системы теплоснабжения Петроградского района.

Кроме чиновников, своими впечатлениями от инвестиционного климата поделились два иностранных инвестора. Управляющий директор «Дженерал Моторз» по России и странам СНГ Уоррен Пол Браун рассказал, что Петербург выбран мировым концерном для строительства своего завода (первый камень, напомним, был заложен в Шушарах позавчера) из 11 возможных мест расположения, но здесь они встретили такое понимание со стороны администрации (не будем забывать и про налоговые льготы), что сделать другой выбор было бы практически невозможно. Господин Ичиро Чиба, глава представительства компании «Тойота» в Петербурге, был менее эмоционален – компания заложила свой завод в прошлом году. Сейчас уже началось строительство зданий, где и расположится производство. «Приятно видеть довольных инвесторов», – подытожил заседание круглого стола Владимир Бланк.

Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру