Петербург не «замутит» Балтийское море

Петербург не «замутит» Балтийское море

С конца мая вступило в силу новое, шестое по счету приложение к Международной конвенции по предупреждению загрязнения с судов (МАРПОЛ).

С конца мая вступило в силу новое, шестое по счету приложение к Международной конвенции по предупреждению загрязнения с судов (МАРПОЛ). Балтийское море объявлено особой зоной, где запрещается проход судов с топливом, содержание серы в котором превышает 1,5 процента. Специалисты топливного рынка Петербурга предрекали дефицит низкосернистого топлива и значительное повышение цен на него. В конце мая так и было. Однако сейчас проблем на этом рынке практически нет – заявляют бункеровщики.

Контроль за выбросом оксидов серы – не единственное ограничение, с которым приходится сталкиваться в последние годы. Напомним, что несколько лет назад Европарламент одобрил предложения по директиве Европейской комиссии, которая предусматривала запрет на прием в аэропортах стран ЕС самолетов с повышенным уровнем шума двигателей. Ужесточались и требования по выбросам автомобильных двигателей, вводился полный запрет на использования тетраэтилсвинца, ограничения на использование веществ, разрушающих озоновый слой и так далее. Поэтому введение нового приложения к МАРПОЛ – лишь часть мирового процесса по охране окружающей среды.

В Петербурге до сих пор предлагался мазут, среднее содержание серы в котором составляет 1,7-2,7 процента (напомним, норма для особой зоны Балтийского моря 1,5%). По оценкам некоторых специалистов, порой этот показатель достигает и 3 процентов (российский стандарт – 4,5 %). Возникает вопрос: где брать низкосернистое топливо? Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в Ассоциации морских и речных бункеровщиков Петербурга, в России 7 нефтеперерабатывающих заводов выпускают низкосернистый мазут, и продукта более чем достаточно для покрытия потребностей бункерной индустрии.

Между тем, все эти заводы расположены вдали от Петербурга, а значит, в стоимость низкосернистого топлива неминуемо будет включаться «транспортная» составляющая. К тому же, как сообщало информагентство «Portnews», только два из 7 НПЗ обеспечивают поставки нефтепродуктов бункерным компаниям. Это НПЗ «Ухтанефтепереработка» (принадлежит компании «Лукойл») и омский завод компании «Сибнефть». Питерские бункеровщики не раскрывают секрета, где именно они берут топливо. Однако логично предположить, что бункерная компания из Петербурга «ЛУКойл-Нева» пользуется ухтинским топливом. По некоторым данным, поступает в наш город топливо и из Омска. Однако, как говорят специалисты, часть низкосернистого топлива получают в ходе процесса блендирования (смешивания высокосернистых мазутов со светлыми продуктами с более низким содержанием серы). Это стандартная операция для подготовки бункерного топлива, поскольку судовые двигатели требуют топлива с индивидуальными спецификациями, однако если она выполняется с нарушениями технологии, может пострадать качество. Информагентство «Portnews» приводит расчетные данные о возможной цене полученного при блендировании топлива: при цене за тонну мазута в 310 долларов и стоимости одной тонны газойля в 560 долларов в процессе блендирования можно получить бункерное топливо, цена которого будет выше цены стандартного продукта на 33-110 долларов за тонну.

В начале мая разница цен на стандартный и низкосернистый мазут возросла с 10 до 30 долларов за тонну. Аналитики предрекали дальнейшее повышение. Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в Ассоциации морских и речных бункеровщиков Петербурга, на мировых рынках (в Роттердаме, Датских проливах) разница сейчас составляет около 45 долларов за тонну. В Петербурге, по данным газеты «Коммерсант», в начале июня она доходила до 75 долларов. «Участники рынка связывают это с низкими (по отношению к мировым) ценами на стандартный мазут и предполагают, что ситуация стабилизируется в течение ближайшего месяца», - говорят в ассоциации.

Пока же на рынке стабильности нет. Спрос, отмечают в ассоциации, нестабилен настолько, что крупнейшие компании не могут точно спрогнозировать свои объемы на ближайший месяц. Это объясняется тем, что судовладельцы ищут самые оптимальные для себя схемы работы в новых условиях. Такая ситуация будет продолжаться не более одного-двух месяцев. На сегодня спрос на низкосернистое топливо составляет примерно 25-30 тысяч тонн в месяц – это примерно 30% общего объема рынка.

Главное, что отмечают представители компаний-бункеровщиков, в городе нет дефицита бункерного топлива, а наоборот – наблюдается его избыток. И не только потому, что крупнейшие бункерные компании города ОАО "ЭКО Феникс Холдинг", «ЛУКойл-Нева», "Контур-СПб", «Балтийская бункерная компания» и «Невский мазут» своевременно подготовились к введению новых правил. Часть судов, например, следующих из Америки, берут низкосернистое топливо в Датских проливах – на входе в «зону ограничения». В Ассоциации морских и речных бункеровщиков называют еще одну причину - избыток мазута на внутреннем рынке, что в свою очередь связано с прекращением закупок мазута РАО ЕС и снижением грузооборота через Волго-Балт.

Таким образом, опасения, которые высказывались ранее, себя не оправдали. Возможно, проблемы и есть, в первую очередь – небольших бункерных фирм, но о них пока что никто открыто не заявляет.

Светлана Борисова,
Фонтанка.Ру