Банковский кризис откладывается

Банковский кризис откладывается

Центробанк составил список из 40 банков, которые могут оказаться под угрозой банкротства из-за невозврата потребительских кредитов.

Центробанк составил список из 40 банков, которые могут оказаться под угрозой банкротства из-за невозврата потребительских кредитов. Это заявление взбудоражило общественность, тем более что «жизнь в кредит» становится все более привычной для россиян. Тем не менее, представители банковского сообщества утверждают, что никаких реальных причин для кризиса нет, а подобные заявления только приводят к дестабилизации банковской системы.

В конце прошлой недели замдиректора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Владимир Сафронов сообщил, что в список вошли 40 банков из числа 200 крупнейших по числу активов. При этом конкретные названия банков оглашены не были, но подчеркивалось, что совокупная доля их активов составляет 16% от активов российской банковской системы. По мнению ЦБ, в связи с бумом потребительского кредитования у банков, специализирующихся на кредитовании физических лиц, могут возникнуть проблемы в связи с ростом просроченной задолженности. По словам Владимира Сафронова, невозврат кредитов может привести к снижению уровня достаточности капитала ниже 12%. По мнению президента Ассоциации банков Северо-Запада Владимира Джиковича, подобные заявления ответственных людей из Центробанка, особенно без указания конкретных названий, только приводят к дестабилизации банковской системы. «У ЦБ есть сегодня все возможности регулировать деятельность конкретных банков: у них есть постоянная отчетность, ведется мониторинг деятельности, разработаны инструкции, как следует действовать. И в случае, если нарушаются какие-то показатели, то ничто не мешает ЦБ применить меры воздействия на конкретные банки», - говорит Владимир Джикович.

Объемы потребительского кредитования постоянно растут: по данным Банка России, в период с 1 января 2005 года по 1 апреля 2006 года общий объем кредитов, предоставленных физическим лицам, удвоился и превысил уровень в один триллион рублей. Сейчас, по оценкам ЦБ, просроченная задолженность по потребительским кредитам, выданным российскими банками, превышает 2,6%. К тому же доля потребительского кредитования в общем объеме ссудной задолженности пока не очень велика – по Северо-Западному федеральному округу она составляет около 19%. «Говорить о возможности какого-то системного кризиса я бы не стал, к тому же далеко не все банки стремятся активно развивать потребительское кредитование», – заявил Владимир Джикович. По его словам, большинство банков сейчас обращает больше внимания на такие виды кредитования, как ипотека (в этом секторе пока вообще не наблюдается невыплат по кредитам), а также автокредитование – на покупку автомобиля. В последнем случае есть случаи с невыплатой кредитов, но они связаны чаще всего с мошенническими действиями покупателей. Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, банки предлагают внедрить такую систему регистрации автотранспорта, чтобы она учитывала обременение при постановке на учет.

Наибольший процент невозврата или просроченной задолженности отмечается по банкам, которые занимаются экспресс-кредитованием, не проводя достаточно глубокой проверки платежеспособности кредита. Например, банк Home Credit заявлял о том, что просроченная задолженность по кредитам составляет более 20%. «Таких банков всего единицы, они пытаются захватить рынок, максимально набрать большое количество клиентов и из них сформировать себе хороших заемщиков, с которыми в дальнейшем будут работать», – пояснил стратегию таких банков Владимир Джикович. По его словам, просроченные кредиты будут безусловной потерей для банков, но за них заплатят добросовестные заемщики за счет больших процентов. Через некоторое время проценты в таких банках будут снижены, но предоставлять кредиты будут только определенному кругу хорошо зарекомендовавших себя заемщиков.

Что касается дальнейшего развития событий, то с ростом объемов потребительского кредитования в абсолютном выражении просроченная задолженность, конечно, будет расти. Доля же недобросовестных кредиторов, по словам Владимира Джиковича, в банках, которые серьезно подходят к этому вопросу, может даже сокращаться. Это не относится к тем банкам, которые продолжат специализироваться на экспресс-кредитовании, но за каждым таким банком Центробанк должен наблюдать сам, а не объявлять сразу обо всех. «Слухи хуже, чем действия, тем более что банки очень восприимчивы к слухам», - подытожил Владимир Джикович.

Мария Мокейчева
Фонтанка.ру