«Все флаги в гости будут к нам» или вечерний разговор о парусах над Невой

«Все флаги в гости будут к нам» или вечерний разговор о парусах над Невой

Парусная регата в центре Санкт-Петербурга — неповторимое событие в жизни города. Самое зрелищное спортивное событие сезона.

Парусная регата в центре Санкт-Петербурга — неповторимое событие в жизни города. Самое зрелищное спортивное событие сезона. Тысячи зрителей, объективы телекамер, вспышки фотоаппаратов — участие спонсоров в международных парусных гонках «Паруса белых ночей 2006» не остались без внимания публики.
С 1 по 12 июня 2006 года в историческом центре Санкт-Петербурга прошел международный матч-рейс категории 2 ISAF (международной федерации парусного спорта) «Паруса белых ночей». Дистанция гонок расположилась в дельте реки Нева между Эрмитажем, Петропавловской крепостью и стрелкой Васильевского острова.
Регата прошла в разгар туристического сезона, в период белых ночей в начале лета. Петербург в это время выглядит особенно привлекательно. Петропавловская крепость — одно из излюбленных мест петербуржцев и гостей города. На пляже, где располагались зрительские трибуны, было всегда многолюдно. Гонки также хорошо просматривались с Дворцовой набережной от Эрмитажа, с Троицкого, Биржевого и Дворцового мостов, а также от стрелки Васильевского острова. Все это сделало регату доступной для очень широкого круга зрителей.
На территории Петропавловской крепости разместился лагерь регаты, включающий в себя: причалы для стоянки яхт и судов обеспечения, пресс-центр, палаточный городок участников и партнеров соревнований. Для всех желающих, на протяжении всех 12-ти дней будут работали оборудованные зоны отдыха и кафе.
В период проведения соревнований на специально оборудованных территориях происходили различные шоу-мероприятия, которые позволили всем жителям и гостям нашего города не только приобщиться к парусному спорту, но и прикоснуться к романтике парусов и стихии ветра. Каскад специально подготовленных мероприятий, конкурсов, специальных акций и подарков от организаторов и партнёров соревнований — вот малая часть того, что ожидало зрителей.
Эти 12 дней праздника навсегда останутся в памяти петербуржцев и гостей нашего города.
Мы побеседовали с директором регаты "Паруса белых ночей" Натальей Федоровой (далее – НФ)

НВ: Каким чудом, Наташа, Вы оказались в Питере? Достаточно ли просторно здесь яхтам такого класса, и не было ли каких курьезов?

НФ: Это небольшие яхты. Невской акватории нам хватает, хотя лоция сложная в силу течения и судоходства – все-таки река. Здесь и с ветром непростая ситуация. Петропавловка и другие строения прикрывают ветер, меняют его направление. Для гонщиков это создает дополнительные трудности, но главная предпосылка проведения матчевых гонок – одинаковые условия для всех. Участники выступали на лодках идентичной конструкции – проект “Santer 760”, разработанный в бюро Forsbom Yacht Design (Финляндия).
Регата в центре города – это прекрасное зрелище и, слава Богу, у нас здесь для матч-рейса хватает пространства - гонка дуэльная, дистанция не очень длинная, большого скопления лодок нет, и мы не мешаем судам, которые ходят по невскому фарватеру. Немного «доставали» прогулочные катера. С одной стороны, приятно, что к нам проявляли повышенный интерес. Но с другой, вопросы бизнеса и безопасности на воде не должны вступать в противоречие – зачем так близко подходить к яхтам?

НВ: Представители каких стран приняли участие в регате? Сколько всего было спортсменов?

НФ: В отборочной квалификационной регате, которая проводилась с 1 по 3 июня, участвовало четыре российских экипажа - они боролись за место в основной сетке; проходил только один. Им оказалась сборная команда: рулевой (шкипер) Петр Кочников из Екатеринбурга, а два матроса – наши, из Питера. Этот экипаж стал однозначным лидером; они выиграли весь отбор, и вышли в победители.
В основной регате участвовало семь стран – 12 экипажей. Одна команда выбыла еще с отбора. Борьбу продолжили 3 российских экипажа, 2 шведских, 2 финских, по одному из Великобритании, Франции, Индии и Дании. Все спортсмены входят в «топ» мирового рейтинга по матч-рейсу. Самый высокий рейтинг был у экипажа Евгения Неугодникова из Екатеринбурга – он девятый в мире. Следом за ним шел французский экипаж Пьера-Антуана Морвана (Pierre-Antoine Morvan) – 33 место, Альпо Каакинен (Alpo Kaakinen) – сороковой; все участники завоевали высокий балл.
Единственной «темной лошадкой» был представитель Индии Махеш Рамчандран (Mahesh Ramchandran). В мировом «табеле о рангах» его экипаж ранее не занимал выдающихся позиций, но буквально накануне они выиграли финал отбора Кубка нации по Юго-Восточной Азии. Было интересно посмотреть на стиль гонщиков с другой стороны планеты, и мы пригласили индийского «флибустьера» на презентацию своих способностей в Санкт-Петербург.

НВ: Какие трофеи получили участники?

НФ: Дипломы и призы. Фирма «Аметист» изготовила очень красивые стеклянные стелы. Описать их трудно, лучше один раз увидеть.

НВ: Почему местом проведения регаты выбран именно Санкт-Петербург? Гонки такого класса здесь, у Петропавловки, проводятся впервые. Раньше этапы Чемпионата мира и Европы проходили у Константиновского дворца – там ведь прекрасный пресс-центр, гостиница, все удобства для спортсменов, большая акватория?..

НФ: Это так, но расположение неудобно для зрительской аудитории. Матч-рейс в первую очередь рассчитан на массового зрителя. В этих гонках присутствует элемент шоу – они динамичные, яркие - в этом их главное отличие от гонок флота.
Гонки флота привлекательны тем, что там много красивых яхт. Матч-рейс притягивает борьбой: когда идет дуэльная гонка – один экипаж бьется против другого – накал страстей колоссальный. Это должно проходить вблизи берега, чтобы все могли наблюдать за ходом событий.

НВ: Так все-таки, почему Петербург?

НФ: Организаторы - люди местные, работают там, где живут. Лодки базируются в Морском яхт-клубе…

НВ: Ходили слухи, что Вы из Москвы?..

НФ: Давайте не будем отдавать Москве пальму первенства. В Москве матч-рейса нет. У нас весь оргкомитет регаты питерский.

ЮН: Насколько сложно привлечь к участию в российских гонках зарубежных представителей, скажем, из стран, которые давно культивируют этот вид спорта, и «темных лошадок», к примеру, из Индии? Как Вы их собирали?

НФ: «Темных» в прямом и переносном смысле . Для сбора будущих участников сначала подается заявление в ISAF – международную организацию парусного спорта. Они проводят согласование календаря, чтобы одно соревнование не накладывалось на другое. После этого ISAF публикует на своем сайте информацию для гонщиков, где и какие регаты будут проходить; определяют рейтинг гонки, сроки проведения, предоставляют информацию об организаторах и т.д. Дополнительно к этому мы рассылаем приглашения тем спортсменам, которых хотели бы видеть персонально, и тем, которые заинтересованы в участии, к тому же приехать им несложно, например, финнам – у нас с ними очень хорошие отношения. Постоянно ведем обмен спортсменами для тренировок.

НВ: Мы с ЮН приняли участие в регате «для чайников», т.е. в регате для журналистов. На лодке были два шкипера, оба - Александры. Они рассказали нам «страшную» историю о том, что по каким-то причинам Москва не дает питерским ребятам возможность выступать на международных чемпионатах и олимпиадах?..

НФ: Что касается Олимпиады… Матч-рейс – это не олимпийский вид спорта. Все, что касается олимпизма, «рулится» в Москве. Я совершенно не владею информацией о том, как проводится подобное «пилотирование». Слухами оперировать не хотелось бы.

ЮН: Рассуждая исторически: основатель города, Петр Алексеевич Романов, закладывая Санкт-Петербург, хотел сделать его морской столицей и всячески старался привить населению интерес к морскому делу, по сути – к парусному спорту. Долгое время мы практически не видели в Питере парусов. Каким образом Вы сейчас смогли возродить «паруса над Невой»?

НФ: Во-первых, это украшает город. Нам дирекция Петропавловской крепости сначала пыталась возражать, что, мол, регата испортит вид исторического центра Санкт-Петербурга. На что мы ответили: «ребята, паруса вид Петропавловки, ну, уж точно не испортят» .

НВ: Да, это смотрелось красиво.

НФ: Администрация города, Спорткомитет и все инстанции, отвечающие за проведение подобных мероприятий на воде, без проволочек дали нам согласования – все пошли навстречу. Никто не ставил препон - спасибо за помощь. Если и выдвигались какие-то требования, то они были вполне обоснованными.

ЮН: Сколько времени ушло на организацию регаты?

НФ: Больше, чем полгода.

ЮН: Как решался вопрос с финансированием?

НФ: В основном деньги давали спонсоры и меценаты. Правительство города внесло свою лепту – полтора процента покрыли. Спасибо им за незапланированную поддержку - мы даже заявку на финансирование не подавали. Это была первая регата, и мы не могли гарантировать, что все пройдет на том уровне, который мы заявляем.
В связи с этим всегда возникают определенные сложности: хорошо продается то, что всем известно; бренд – сам по себе реклама. А паруса для большинства россиян - абстракция. Конечно, парящий спинакер прекрасен, но он все время где-то далеко, зрителей нет... Многим спонсорам поначалу было непонятно, как наши идеи будут донесены до их целевой аудитории. Здесь мы возвращаемся к вопросу о «Константиновском дворце» - там пока еще мало зрителей. Возможно, когда у нас будут постоянные стабильные спонсоры, а жители и гости «Северной Венеции» станут проявлять сознательный интерес к яхтингу, мы уйдем в более удобную акваторию, в залив.

ЮН: Ну, это напрасно . Здесь, у Петропавловки, спортивное парусное шоу смотрится более чем естественно.

НФ: Да, это очень красиво.

НВ: Какие у Вас планы на следующий год?

НФ: Собираемся сделать регату ежегодной. Полагаем, что она удалась нам. Были накладки и огрехи, но это скорее «женская» придирчивость к себе – знаешь, что могло бы быть лучше. Понравилось или нет – вторичный вопрос. Люди действительно испытали эмоциональный подъем: бурно обсуждали происходящее, размахивали руками, забывали свои вещи, мобильные телефоны. Слава Богу, наш Пресс-центр быстро реагировал: вызванивал, объявлял по громкой связи о потерях – народ возвращался, и порой люди не сразу понимали, что собственно они забыли.

ЮН: Наташа, как Вы думаете, мероприятие столь масштабное, – а Вы провели его успешно, – будет ли оно способствовать развитию не только парусного спорта в городе, но и в целом развитию индустрии маломерного судостроения?

НФ: Безусловно. Мы потому и сделали регату для «чайников». Яхтинг традиционно считался отстраненным от основной массы населения, был уделом какой-то элиты, выдающихся спортсменов. Мало кто помышлял, что при желании любой человек способен поднять парус и выйти в свое первое плавание. Мы взяли на себя смелость доказать Питеру, что «невозможное» возможно. Думаю, нам удалось сломать стереотипы. Обидно ведь: у нас морской город, а ситуация с парусным спортом просто плачевная. Обычно покупают катера. Катер - это дорогая игрушка, но все же игрушка и только. А парус… Парус – это философия .

ЮН: Как вы оцениваете состояние российского рынка маломерных судов, насколько он развит?

НФ: В принципе развит. Есть потенциальные покупатели, которые могут себе позволить маломерные суда, есть судостроители, которые могут строить не очень дорогие яхты для среднего потребителя. Ситуация более-менее начинает налаживаться. Не так давно парусные яхты практически не покупались, был бум на дорогие комфортабельные катера. Сейчас, когда мы общаемся с продавцами катеров и яхт, они отмечают, что количество заказов на парусники заметно возросло. Многие состоятельные граждане покупают яхту здесь и яхту где-нибудь на Средиземном море – можно ходить под парусом круглый год.

ЮН: Какие производители пользуются наибольшим спросом: европейские, скажем, Baltic Yachts, Oyster, Sun Odyssey или все же российские?

НФ: Разные. В России сейчас стали делать очень неплохие яхты. Сначала это были единичные экземпляры «под себя» - каждый гонщик шел таким путем. Были и своего рода фанаты, которые копили всю жизнь и строили яхту 5-10 лет к выходу на пенсию. Для них яхта становилась дачей или вторым домом. Строят красиво, отделывают красным деревом; размеры самые разные: от 4-х метров до 30-ти – огромные даже по западным меркам. Единственная проблема: гигантов приходится отсюда перегонять на большую воду – у нас мелко, акватория не приспособлена для супер-яхт.

НВ: В регате Вы используете яхты с подъемным килем?

НФ: Да, киль у наших яхт подъемный. Такие яхты можно перевозить на трейлерах, спускать на озере, в заливе – в любом водоеме, где позволяет осадка и есть пологий спуск к берегу.

ЮН: Почему Вы выбрали именно этот проект?

НФ: Он удобен. Яхты этого проекта транспортабельны, относительно недороги, да и потом у нас город с мостами. На наших лодках мачты можно снять, уложить, пройти мост и снова поставить – три человека это сделают без проблем.

ЮН: Рассуждая с патриотических позиций: можно было бы сделать на следующий год заказ для наших корабелов?

НФ: По поводу патриотизма не переживайте. Эти лодки строились в России. Изначально проект 760 готовился здесь, и только года два назад верфь была перенесена в Финляндию – решение связано с нашим законодательством. Многие экипажи сами строили лодки.

ЮН: Ну, совсем как у Макаревича: «и строили лодки, и лодки звались: «Вера», «Надежда», «Любовь»»… .

НФ: Конечно, можно создать верфь и в Новой Ладоге, и в Лодейном Поле – такая фирма исторически смотрелось бы весьма презентабельно, но здесь главный вопрос – рентабельность предприятия…

НВ: Хозяин нужен хороший!

ЮН: Так вот хозяин, перед нами сидит .

НФ: Ну, пока я еще не доросла до своей верфи. Слава Богу, доросла до организации спортивно-зрелищных мероприятий.

ЮН: Какие основные проблемы возникали в процессе организации международной регаты?

НФ: Во-первых, подготовка лодок. Девять яхт – это большой флот. Возникало много технических вопросов: самостоятельно перешили паруса, подгоняли лодки одна под одну – для нашего вида соревнований это обязательное условие. Все наши «девочки» базировались в Питере, поэтому у нас не было проблем с таможней и логистикой. Мы по этой причине не пригласили яхтсменов из других регионов. Там тоже есть монотипные яхты, но транспортировка лодки длиной 7,6 метра – с нашими дорогами дело рискованное.

ЮН: Возникали какие-либо проблемы с зарубежными участниками, скажем, проезд, аккредитация, таможенная очистка судов?

НФ: Нет. Все было заранее организовано. Им была оказана визовая поддержка, забронированы гостиницы, предоставлен трансфер.

ЮН: На яхтах размещены рекламные баннеры известных фирм. Сложно было «очаровать» рекламодателей?

НФ: Со многими бизнесменами у нас давние партнерские отношения. Это, как правило, люди, которые сами занимаются яхтингом. Им не надо объяснять насколько зрелищно проходит регата. С этими фирмами работать намного проще, к примеру, с компанией Cannon. Информационные спонсоры, такие как журнал «Катера и яхты», естественно, тоже знали, что значит международная регата в центре города.

НВ: Для первого блина, который, как водится, комом – неплохо!

НФ: Своих «комьев» мы, конечно, насобирали, но о них знаем только мы . Да и полугодовая головная боль, хронический недосып уже дают о себе знать.

НВ: В следующий раз будет легче .

ЮН: В любом случае, регата удалась. Это было настоящее Boat-Show, население в восторге. Люди к вам просто балдеть ходят!

НФ: Да. Особенно радует, что дети проявили огромный интерес. Более 500 детишек участвовали в конкурсе рисунков, победители соревновались в детской регате «Паруса мечты». Выиграл экипаж с 3-х летними ребятишками!
Сначала мы установили предельную номинацию от 8-ми лет, но когда потоком пошли рисунки от 3-х - 5-ти летних детей, решили разрешить малышам участвовать с родителями. Детям очень понравилось, да и страха у них нет.

ЮН: Здесь другой вопрос – обеспечение безопасности.

НФ: Это вопрос первостепенной важности. У нас на 9 яхт было 11 катеров обеспечения. Мы могли себе позволить приставить к каждой яхте дополнительный катер со спасателями.

НВ: Как решался вопрос расхождения с «метеорами» и речными трамвайчиками?

НФ: Движение яхт четко регламентировалось и контролировалось постоянным наблюдением. Дети есть дети, «чайники» есть «чайники» - фактически мы брали их на свой страх и риск, но при этом проводили тактику «скрытого оцепления». А журналисты использовали катера для натурных съемок с близкого расстояния. Все «яхтсмены» остались довольны .
Особую благодарность следует выразить Санкт-Петербургскому Парусному Союзу (СППС) во главе с господином Логиновым. Часть катеров была предоставлена им. СППС выступил в роли со-организатора регаты.

НВ: Спасибо, Наташа. Рады были пообщаться и развеять мифы, дезинформирующие народ. Надеюсь, в следующем году мы снова встретимся и поговорим. И пусть у Вас не будет проблем!

НФ: Проблемы должны существовать как стимулирующий фактор. Когда нет проблем - значит, все уже «умерли» . Но пусть проблемы решаются с Божьей помощью. К примеру, из-за шторма в первый день мы были вынуждены отменить церемонию открытия. Расстроились. Но с другой стороны, появилась возможность передохнуть и кое-что доработать. Как это всегда бывает: к первому дню половина дел не закончена .

ЮН: В любом случае, уверен, горожане будут рады видеть Вас снова. Семь футов под килем!


Наталья Васильева (в тексте – НВ), директор по рекламе и PR Официального спортивного портала Санкт-Петербурга (www.sportspb.ru)
Юрий Немков (в тексте – ЮН), корреспондент Top-Manager