Государство гонит спирт

Государство гонит спирт

С 1 июля производители и продавцы товаров с содержанием этилового спирта ощутят на себе действие нового закона, регламентирующего оборот этого вещества.

С 1 июля производители и продавцы товаров с содержанием этилового спирта ощутят на себе действие нового закона, регламентирующего оборот этого вещества. Изменения коснутся не только участников рынка алкогольной продукции, но и затронут ряд непищевых отраслей. Эксперты рынка указывают, что, сократив число федеральных игроков, участвующих в обороте этилового спирта, государство стремиться взять под абсолютный контроль один из наиболее доходных сегментов потребительского рынка.

Закон #102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон 'О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции'" обсуждался в Государственной думе РФ в течение трех лет. Ключевое второе чтение законопроекта только в прошлом году откладывалось раз десять. В июне 2005 года на многострадальный законопроект обратил внимание глава государства Владимир Путин. После чего в начале июля закон был быстро принят сначала во втором, а потом и в третьем чтении. Еще через неделю Совет федерации РФ одобрил новую редакцию закона. Часть ее положений уже действует с 1 января 2006 года, основные же изменения вступают в силу с 1 июля. С этого времени закон изменяет систему уплаты акциза, вводит в действие акцизные марки нового образца, отменяет квотирование спирта и региональные знаки качества. А также разрешает органам местного самоуправления регулировать розничную торговлю алкоголем.
Первыми действие нового закона ощутили на себе отечественные производители алкоголя, вся продукция которых с 2006 года после уплаты 100% акциза должна оклеиваться федеральными марками нового образца. Продукцию, произведенную до Нового года, необходимо реализовать до конца июня. Чиновники правительства в течение почти полутора месяцев с начала года не могли принять документы, регламентирующие выдачу акцизных марок нового образца. Поэтому с 1 января 2006 года алкогольные заводы страны были остановлены из-за отсутствия марок. По оценкам "Росспиртпрома", прямые убытки российских производителей от простоя составили более 1 млрд рублей в месяц. В неофициальных беседах с корреспондентом Ъ представители практически всех крупных алкогольных заводов утверждали, что бездействие госструктур пролоббировано импортерами, и прежде всего производителями украинской водки. "Украинская водка и раньше занимала почти 10 процентов российского рынка. В результате простоя наших предприятий у украинцев появился шанс увеличить объемы поставок и занять пустующие полки. В итоге, когда отечественные производители возобновят работу, доля украинской водки на рынке приблизится к 15 процентам, что составляет около $2,5 млрд", -- отмечал тогда один из участников рынка.
Впрочем, с 1 июля последствия закона в полной мере ощутят и компании-импортеры. Дело в том, что с этого момента закон отменил действие старых акцизных марок, в том числе и для импортного алкоголя. Импортная алкогольная продукция, оклеенная старыми акцизными марками, могла ввозиться на территорию страны до 1 апреля и разрешена к реализации до 1 июля 2006 года. После этого она становится контрафактной и подлежит изъятию из розницы. В связи с этим, по оценкам компании "Сварог", после 1 июля на складах и в рознице Петербурга может "повиснуть" продукции на сумму более $150 млн, а в целом по стране эта сумма составит около $1-1,5 млрд. "То есть с 1 июля этого года в магазинах можно будет приобрести только российский алкоголь", -- возмущены в компании "Русьимпорт Нева".
Уже в феврале в Госдуму были внесены поправки к закону, продлевающие сроки действия старых марок для импортного алкоголя, но депутаты упорно их отклоняли. И только в мае в Министерстве финансов РФ был разработан приказ, согласно которому реализация уже промаркированного алкоголя будет разрешена, если его оклеят новыми знаками. Впрочем, прежде чем импортеры промаркируют все бутылки новыми акцизными марками и вернут их на полки магазинов, пройдет несколько месяцев, в течение которых рынок будет переживать дефицит импортного алкоголя. Рост цен в течение этого периода составит не менее 15-20%, считают импортеры.
В схожих условиях с 1 июля, после вступления в силу нового закона, оказываются и компании, работающие на парфюмерном рынке. Правила розничной торговли спиртосодержащей продукцией обязывают их приобретать лицензию на право торговли алкоголем и устанавливать специальное оборудование для контроля за оборотом подакцизного товара. По оценкам компании "Арбат Престиж", в результате с рынка уйдет около 50% павильонных торговцев и небольших компаний, так как позволить себе расходы на оформление документов -- около 600 тыс. рублей на каждый магазин -- могут только крупные игроки рынка. Кроме того, изменение структуры рынка неизбежно сократит ассортимент и поднимет цены в розничной торговле парфюмерией.
Последними в списке "пострадавших" от нового закона будут представители петербургской розницы, для которых его положения вступают в действие с 1 ноября. Петербургские власти в своем стремлении взять под контроль продажу алкоголя в рознице уже успели запретить продажу крепкого алкоголя с 23.00 до 7.00. Поэтому приобрести алкоголь в городе ночью теперь можно будет только в ресторанах или кафе. Более того, городские власти приняли решение увеличить стоимость алкогольной лицензии (до 100 тыс. рублей) и минимальный размер уставного капитала (до 500 тыс. рублей) для желающих продавать спиртное крепостью более 15%. По мнению Алексея Третьякова, члена Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга, все это, в свою очередь, приведет к исчезновению около 50% небольших магазинов и лавочек, торгующих спиртным. "Малый бизнес не живет целиком за счет продаж алкоголя, но и только за счет хлеба или молока ему не выжить. Мы уверены, что, вероятнее всего, на рынке появится сопоставимое количество точек, торгующих алкоголем нелегально. Ведь известно, что спрос рождает предложение", -- уверен господин Третьяков.
Как отмечают эксперты рынка, выиграет от действия нового закона прежде всего государство. "Единый процесс укрупнения алкогольного бизнеса уже начался и приведет к тому, что на рынке России останется не более 10-12 алкогольных холдингов с построенной федеральной дистрибуцией, а в ряде случаев и с собственной розничной сетью", -- прогнозирует Дмитрий Хорошев, президент корпорации "Петербургская широта". Представители парфюмерного бизнеса и фармацевты также отмечают, что введение новых правил приведет к сокращению числа игроков до пяти-семи крупных федеральных компаний, которые будут контролировать всю цепочку оборота спиртосодержащей продукции -- от производителя до потребителя. "Сокращение числа игроков и их укрупнение приведут к следующему шагу: установлению госмонополии на производство спирта и, как следствие, увеличению доходов от производства и реализации алкоголя в пользу государства", -- уверен Сергей Дубровский, коммерческий директор ЛВЗ "Ливиз".
МАРИЯ ШЕВЧЕНКО

"Нужно было дать отрасли не менее года и разработать схемы адаптации бизнеса к новому закону"
Николай Архипов, заместитель председателя городского комитета экономического развития, промышленной политики и торговли:

-- Сегодняшняя неразбериха на рынке была предсказуема еще в момент принятия нового закона, так как он полностью изменил условия работы. Необходимо было установить переходный период, во время которого были бы отпечатаны марки, приняты все необходимые подзаконные акты, отработаны аппараты по учету алкоголя. Нужно было дать отрасли не менее года и разработать схемы для адаптации бизнеса к новому закону. Мы этот закон видели себе несколько иначе, чем он получился в его окончательной редакции. Наше основное предложение заключалось в том, чтобы усилить контроль за розницей, так как именно в этом звене чаще всего находится нелегальный и контрафактный алкоголь. Для этого региональные власти еще год назад предлагали ввести декларирование объемов продаж на отдельные кассы для всех подакцизных товаров, пропускать всех оптовиков через Центр контроля качества и ввести госмонополию на спирт. Таким образом мы могли бы контролировать всю цепочку от производителя до потребителя. Ведь сегодня организации государственного контроля не в состоянии уследить за стремительно развивающейся ситуацией. В городе уже работают 20-30 лавочек, которые принимают использованные бутылки от элитных напитков. Это говорит о том, что кафе и рестораны снова готовы приобретать такие бутылки, чтобы разливать там всякую бурду. Я уверен, что это не конец и государство продолжит ужесточать свои требования к производству и продаже алкоголя. Конечно, пройдет время, закон достигнет своей конечной цели и отрасль будет взята под контроль. Но для достижения конечных целей придется еще работать над ним. Сегодня уже известно, что планируется внести в него поправки, которые установят в итоге государственную монополию на производство спирта. То есть будет создано федеральное агентство, которое будет заниматься также контролем над региональными алкогольными рынками. Кроме того, будет ужесточена уголовная ответственность.

"Многочисленные нововведения только усиливают хаос на алкогольном рынке"