Нефтеперевалка может быть прозрачной

Нефтеперевалка может быть прозрачной

Нефтеперевалка в Северной столице должна быть прозрачной, легальной и безопасной. Такие принципы намерены поддерживать компании, входящие в Ассоциацию морских и речных бункеровщиков Петербурга.

Нефтеперевалка в Северной столице должна быть прозрачной, легальной и безопасной. Такие принципы намерены поддерживать компании, входящие в Ассоциацию морских и речных бункеровщиков Петербурга. Ассоциация празднует юбилей. Вчера она подводила итоги первого года жизни и строила планы на будущее, в том числе по выходу на международный уровень.

Оборот бункерного рынка в Петербурге достигает 150-200 миллионов долларов в год, однако треть его при этом находится «в тени» - нефтеперевалкой занимаются так называемые «серые» бункеровщики. Они производят погрузку топлива на не приспособленных для этого причалах. При этом сведений об аварийных разливах не предоставляют, предпочитая оставлять топливо в воде или на берегу. Понятно, что «серая» бункеровка также идет «мимо кассы», то есть городского бюджета. Впервые правительство Петербурга обратило внимание на них в конце 2003 года, когда налоговые отчисления от бункеровочной деятельности после отмены в 2002 году ее лицензирования сократились с 67 до 6 миллионов рублей, и с тех пор пытается навести порядок в этой сфере – как с точки зрения экономики, так и экологии.

«Самоорганизовались» и бункеровщики. В ассоциацию «Морречбункер» входят 23 компании, специализирующиеся на поставке топлива на морские и речные суда и представляющие все важнейшие судоходные регионы России. Объединение участников бункерного рынка, наведение мостов между бизнесом и властью, обеспечение понятных и равных для всех правил игры – главные цели ассоциации.

Вчера на заседании в Смольном бункеровщики сделали еще два шага к упорядочению рынка, решив создать в Петербурге реестр бункеровочных компаний, держателем которого станет Нефтяной клуб – независимая и достаточно авторитетная организация. Реестр, отметили на совещании, дело добровольное, потому как пожелавшие быть включенными в него компании должны представить о себе исчерпывающую информацию. Понятно, что «серым» это не с руки. Для «белых» же это – один из важнейших документов для диалога с властью. Примером служит список «белых» торговых импортеров, которые имеют некоторые преференции перед другими участниками этого рынка.

Помимо решения о создании реестра, были утверждены принципы деятельности участников цивилизованного бункерного рынка. На первый взгляд, они просты до такой степени, что и разговаривать о них не стоило бы. Но если появилась такая необходимость, значит, не все «в порядке в Датском королевстве». Чего же не хватает бункеровщикам? Схемы закупки топлива, по их мнению, должны быть прозрачными, а партнеры – легально действующими на рынке компаниями со всеми необходимыми лицензиями и разрешениями. Представители Ассоциации признают, что порой технические процессы нефтеперевалки проходят на несоответствующих объектах (причалах, не приспособленных к погрузочно-разгрузочным работам), а сам процесс не всегда отвечает нормам и требованиям экологической безопасности. Входящие в ассоциацию компании такого допускать не должны, ведь, как выразился один из участников собрания, «экологическая безопасность проходит красной строкой через деятельность всех компаний ассоциации».

Ну, а за примерами проблем, которые возникают при желании обойти существующие требования, далеко ходить не надо – на днях в акватории Невы было собрано почти 7 тонн нефтесодержащей смеси. По факту загрязнения акватории и территории Средненевского судостроительного завода уже возбуждено дело об административном правонарушении, материалы переданы также в прокуратуру. По данным Управления Росприроднадзора по Петербургу, разлив солярки произошел как раз во время нефтеперевалки. Эта процедура проводилась на территории ФГУП «Средненевский судостроительный завод» по договору с бункерной компаний «Северо-Западное морское агентство - Бункер». Нефтяная смесь через ливневую канализацию попала в Неву. Солярка до сих пор находится в рельефных углублениях на территории завода. Как отмечают в Росприроднадзоре, и на заводе, и в компании на момент ЧП отсутствовали планы ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов. Если бы они были, и по ним работали – такого загрязнения удалось бы избежать. Так что принятие принципов цивилизованной работы на бункерном рынке – к месту.

Светлана Тихомирова,
Фонтанка.ру