"Большая восьмерка" тянется к знаниям

"Большая восьмерка" тянется к знаниям

Вопрос образования стоит вторым на повестке дня во встрече глав «Большой восьмерки». Представлять его будет сам президент России Владимир Путин.

Вопрос образования стоит вторым на повестке дня во встрече глав «Большой восьмерки». Представлять его будет сам президент России Владимир Путин. По словам помощника министра образования РФ, руководителя группы экспертов по образованию Андрея Волкова, Россия имеет «прямой корыстный интерес» именно в этом вопросе, ведь все позиции, заявленные в документе, который обсудят на G-8 , будут сигналом для реформирования системы образования нашей страны.

Как рассказал журналистам Волков, в документе три основных позиции:
1. Сфера профессионального образования, а именно построение общества, основанного на знаниях;
2. Образование для всех, в рамках которого будет поднят вопрос о качество начального образования;
3. Образовательные программы для мигрантов, которые позволили бы им стать полноправными членами общества.

По первому вопросу главам стран "Большой восьмерки" предстоит обсудить концепцию так называемого треугольника знаний: исследования – образование – инновации. В России, как известно, сейчас полным ходом идет развитие программы инновационных вузов, в рамках которой министерство образования и науки устраивало конкурс. Заявки на конкурс подали 200 вузов, после проверки на «инновационность» из них остались только 17. Так что для России этот вопрос не только "больной", но и невероятно "интересный". Также будет поднят вопрос в целом о системе образования, и в частности - о среднем образовании. По мнению Волкова, невероятно актуально сейчас при построении общества, основанного на знаниях и интерграции, поднимать в школах уровень обучения естественным наукам и иностранным языкам.

Естественно, что внедрение инноваций не возможно на данном этапе существования госсистемы без частно-государственного партнерства. Как в США, так и в Европе широко развито взаимодействие бизнеса с высшими учебными заведениями. В нашей стране создание наукоградов только начинается, соответственно, обмен опытом в рамках предлагаемого документа опять в интересах нашей страны.

В рамках этого же вопроса будет обсуждаться и взаимодействие ведущих стран в области мобильности учащихся вузов. На данный момент российский студент, проходящий обучение по грантам в иностранных вузах, в большинстве своем должен по возвращении «нагонять» пропущенное. Создатели документа считают это в корне неправильным и предлагают главам ведущих мировых стран договориться как о взаимозачетах в раках программы обучения в разных государствах, так и о решении проблем с визами и организованном перемещении студенческих потоков.

Впервые в рамках G-8 будет рассмотрена и тема квалификаций специалистов. Как пояснил корреспонденту «Фонтанки» Андрей Волков, если ранее странам приходилось договариваться о признании российских дипломов и сертификатов в Европе и Америке, то теперь в рамках модного ныне в Европе движения за определение квалификации, поднимается вопрос о создании единой структуры, ее определяющей для всех стран. Квалификация – это понимание того, что выпускаемый специалист реально умеет делать.

В мире на данный момент не определен ни перечень специальностей, ни стандартов и правил, по которым можно было бы оценивать выпускников. По мнению Волкова, их и быть и не должно, зато должна обновиться структура того, как ведущие вузы устанавливают перечень преподаваемых специальностей.

Сейчас в России, как и в большинстве европейских стран, перечень специальностей для вузов определяется на федеральном уровне, тогда как в США уже давно отошли от подобной бюрократической системы, и ведущие вузы сами устанавливают как специальности сейчас наиболее необходимы на рынке труда.

Второй из представленных для рассмотрения в документе вопросов имеет отношение скорее к странам развивающимся, нежели к представленным на саммите. Не секрет, что сейчас в мире около 13% (860 миллионов) от мирового населения являются неграмотными, причем большая часть из них женщины. По данным ООН, более 115 миллионов детей не посещают или не могут
посещать начальную школу. Эта проблема поднимается в рамках поддержки ведущими мировыми державами развивающихся стран.

Наиболее острый пункт в предлагаемом для обсуждения документе об образовании - мигранты и их интерграция в обществе. Создатели документа считают дипломатической победой то, что вопрос вообще был поднят, и полагают, что важнейшим моментом должно стать образование. Так как после последних событий в Европе вопрос миграции достаточно больной, то и повестка этого пункта достаточно туманна. Помимо предложения о создании специальных образовательных программ для мигрантов в
области языка, культуры и выбора профессии, что позволит, по мнению создателей документа, иностранцам стать своими в чужой стране, должно существовать в своем роде единое информационное поле, в котором страны могли бы обмениваться «наилучшей практикой экспертиз в области образовательных программ для мигрантов».

Пройдут ли все благие намерения создателей документа, одобренного на встрече министров образовании стран G-8, будет известно уже завтра.

Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру