К петербургскому саммиту зазвучали картины Филонова

К петербургскому саммиту зазвучали картины Филонова

«Очевидец незримого». Для чего погрузили во тьму 160 живописных и графических работ Павла Филонова? Как можно слушать картины?

«Очевидец незримого». Для чего погрузили во тьму 160 живописных и графических работ Павла Филонова? Как можно слушать картины? К саммиту «Большой восьмерки» в Русском музее подготовили крупнейшую за всю историю выставку работ Павла Филонова – в присутствии многочисленных гостей ее открыла губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Репортаж Александры Толубеевой:

Темнота и тонкие лучи света, направленные на каждую картину. В Русском музее уверены, Филонова нужно уметь показывать. В 1930 году ему не разрешили выставляться, а в 1988, уже много позже его смерти, когда выставку все же открыли, люди были не готовы к такому искусству. Музейщики считают – сейчас самое время.

Владимир Гусев, директор Русского музея: Работы Филонова засветились, они как драгоценность, они светятся и святятся во мраке - созвучен времени… Филонов возвращается из мрака времен.

Сын кучера и прачки Павел Филонов с детства имел тягу к рисованию. Держал экзамены в академию художеств, его выгоняли, он восстанавливался, а вскоре ушел сам. В его ранних работах уже прослеживается самобытная техника – строить картину кристаллическими цветовыми ячейками. Позже он сформулирует свою теорию – аналитического стиля.

Павел Филонов работал по 18 часов в сутки. Он называл свои картины не написанными, а сделанными. Он пытался постичь первоисточник матери и отобразить это на холсте. Его интересовало все, что не видит человеческий глаз – процессы зарождения, роста и умирания. Поэтому в его картинах двоящиеся троящиеся лица, ноги и руки - он как бы фиксировал ежесекундные движения, происходящие во времени и пространстве.

Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе: Филонов подсматривает процессы, происходящие в мозгу. Даже кожа снята – кости, процессы внутри головы человека…

«Думайте упорно и точно над каждой частичкой работы, которую делаете. Каждую частичку делайте непрерывно и точно», – наставлял Филонов своих учеников. Он считал, что чем упорнее художник работает над своим интеллектом, тем сильнее будет воздействие на зрителя. На выставке это воздействие еще и звуковое. Восемь картин авангардиста пропустили через уникальный синтезатор, придуманный для Скрябина в 1938 году.

Станислав Крейчи, композитор: Все, что просвечивает, все превращается в звук. Черные места - они не звучат. Если картина движется, все, что нарисовано, превращается в движение звуков, как это сейчас происхордит.

В последнем и уже светлом зале современный художник-концептуалист Вадим Захаров так изобразил свое видение Филонова в мировом искусстве. Голубой трехметровый двигающийся лев – он то величественно стоит, то припадает на лапы. Стадия распада на фрагменты – символ утопических идей художника. Филонов был идеалистом до конца своих дней, и хотя рисовал вождей, за деньги из своих настоящих работ не продал ни одной. Все шедевры завещал государству.