Ближний Восток становится ближе

Ближний Восток становится ближе

Второе тысячелетие «уличных перестрелок»... Так в 1948 году – не без издевки над последующей историей - докладывал...

Второе тысячелетие «уличных перестрелок»... Так в 1948 году – не без издевки над последующей историей - докладывал американцу Трумэну первый международно-признанный израильтянин Бен-Гурион. Таким образом он предвидел осложнения с палестинцами после образования в ооновской «пробирке» двух государств на одной территории – Израиля и Палестины. Без жестко очерченных границ. Англичане и французы решение ООН поддержали, рассчитывая на привычное «разделяй и властвуй». Кроме того, евреев-израильтян они считали более управляемыми, чем арабов. Чанкайшистский Китай, только что вступивший в послевоенную большую «пятерку», был занят Мао Цзэдуном и о евреях не знал даже из анекдотов. Москва, потеряв надежду на послушный Израиль в Крыму, скрепя сердце, тоже выступила «за» – фултонская речь Черчилля тогда еще не считалась концом недавнего союзничества, а Советский Союз остро нуждался в финансово-восстановительной помощи. Не по кабальному, как тогда думали, плану Маршалла. Андрей Андреевич Громыко – мастодонт дипломатии ХХ века – позже скажет: «Это государство должно было появиться в другое время или в другом месте».

Нет бога, кроме Калашникова

«Уличные перестрелки» почти сразу переросли в войну. С «канонизировавшимся» соотношением усредненных потерь - 1 к 20. Верх тогда одержал Израиль (4800 против 16300 или 1:3.2 – здесь и далее цифры - по сопоставлению данных сторон). Победил Израиль и два раза потом. Формально воевали за Иерусалим и прочие неделимые пяди, без которых иудеи и мусульмане не видят смысла бытия на общей площади размером с Ленинградскую область. На деле стороны разделяло безальтернативное: или мы их, или они нас. Но об этом политкорректно умалчивают по сей день. Что, мол, осталось делать полицейским служакам в исторически-бандитской пустыне?

В 56-году ситуация повторилась с вовлечением в конфликт ближнего круга палестинских соседей и дальнего – израилевых (соотношение 190 против 11800 или 1:60!). 1967 год – дубль третий. Действующие лица – те же. Соотношение: 780 против 40000 или 1:50. В 1973-м – после накачки арабов, прежде всего египтян, советским оружием - «уличная перестрелка» едва не обернулась Карибским кризисом при формальном соотношении потерь 2800 против 20000 или 1:7... Советские подводные лодки с «категорированными изделиями и объектами» на борту вышли на расстояние прямого залпа. Кстати, на одной из субмарин «объекты» к пуску готовил наследник Маринеско – русский еврей кап-три Филиппов. Впрочем, за командой «товсь» - «пли» не последовало. «Перестрелка» вернулась в обетованные палестинские кущи. С обогащением политического словаря понятием интифада. Это - когда палестинские террористы взрывают израильские дискотеки, за что Израиль сносит целые кварталы. Суммарную пропорцию между жертвами обоюдно опосредованного террора мы не знаем. Предполагаем, что она та же. И, представьте, никому из демократов-гуманистов не интересно: чего это арабы так упираются? – Террористы, наверное, неисправимые. Вместо футбольных звезд – поквартально знают всех шахидов. И даже их мамы, гладя малыша по головке, гордятся взрослением нового моджахеда.

С конца 70-х предпринимаются безгранично щедрые попытки примирить одних с другими, только чур – без разговора о границах. Ибо Израиль прав по факту. Палестинцам отстроили их собственную столицу – Рамаллу. В гарвардах-кэмбриджах подучили отпрысков вчерашних бомбометателей. А тех, кто их ловил, строго-настрого наставили: «Миритесь, черти вы эдакие!» Для примиренческого стимула тем и другим выписывали нобелевские премии мира и размечали «дорожные карты». Палестинцев разделили на ФАТХ – это те, кто взрывают днем, а ночью спят. И «Хамас» – те, кто наоборот. Но палестинцы упрямо глядят на Восток (и не только на Иерусалим!), ибо нет бога кроме Калашникова, а Мохаммед - пророк его! Новый лидер палестинской автономии (в составе чего?) Махмуд Аббас глубокомысленно произнес: «На мир, конечно, следует надеяться». Прозвучало, как из уст пылкого Ромео: «Я вас люблю, но, если разобраться...»

Чем кончится ближневосточное сафари?

«Хамас» победил на последних палестинских выборах абсолютно демократическим способом. Потому, что сильнее любил палестинскую родину и метче стрелял. Но тут возник нюанс. Хамасовцы не только не признают Израиль, но пользуются симпатией со стороны шиитских, а, значит, проиранских единоверцев из ливанской «Хезболлы». А те, в свою очередь, с особой обидой относятся к ущемлению хамасовских союзников. Поэтому не теряют навыков стрельбы из «поствольно» разобранных «катюш». И еще украли израильского капрала Шалита. Отсюда пропорция, возникшая под шампанское питерского саммита: 400 убитых арабов, включая ливанцев и палестинцев, и 11 – израильтян. Почти - 1 к канонизированным 20. Чтобы на корню пресечь терроризм, разбомбили вражеские мосты с таким же аэропортом в придачу. Чтобы ни «Хамасу», ни «Хезболле», ни самому Ахмадинежаду неповадно было. А попробуют террористы сбежать к сирийцам, то и тем достанется. 17 июля в 12-этажный бейрутский дом залетела израильская ракета. Ахмадинежада там точно не было. Но ряды «воинов джихада» точно пополнятся.

Палестинцев и израильтян, вообще говоря, по пять миллионов. Посчитайте, на сколько хватит тех и других, если «катюш» у «Хезболлы» - сотни, а в израильской армии полевую форму не снимают...

Израилю не откажешь в способности плевать с бреющего полета на всё, «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна». Их пример мобилизует и нас на столь же безальтернативную защиту собственных интересов. Время покажет, где. Но за той же национальностью принято признавать дальновидность и прагматизм. Очередную «уличную перестрелку» можно на время приглушить, начихав на ее предыстории. Или придумать еще одну дорожную карту, если на пути не встретится разрушенный вчера мост. Можно азарт антитеррористического сафари «забить» азартом распределения новых примирительных траншей-грантов. Вот только куда деть самих палестинских полуорлов-полуфениксов, какими они себя видят на гербе автономии? И намного ли хватит самих израильтян, всенародно преображающихся в ястребов при сирене сил ПВО?

Не настало ли время доделать то, что не успели международные родители израильского государства? Например, безо всякого антисемитизма столь же директивно перекроить границы с учетом чаяний не одной, а двух сторон. Которым придется что-то продиктовать и чем-то поступиться. Или есть вещи важнее, чем мир? Скажем правду: альтернативой заждавшемуся кардинальному обновлению «дорожной карты» ближневосточного конфликта является переквалификация палестинцев в террористов, а исламского мира в им сочувствующих.

Борис Подопригора,
политолог
*****

Может ли очередной конфликт на Ближнем Востоке перерасти в масштабную войну? Какие прогнозы по поводу сложившейся критической ситуации на границе с Ливаном можно сделать уже сейчас? Чтобы ответить на эти вопросы, корреспонденты «Фонтанки» связался по телефону с экспертами в Санкт-Петербурге и Израиле:

Евгений Зеленев, декан восточного факультета СПбГУ:
Если говорить о том, что послужило толчком к возобновлению конфликта на Ближнем Востоке, стоит немного заглянуть в недавнее прошлое, а именно, - вспомнить о 25 января 2006 года, когда на законных электоральных выборах в Секторе Газа победу одержало движение «Хамас» (в переводе «Движение исламского сопротивления»). Тем самым «Хамас» превратился из религиозного движения в политическую партию, более того – в партию правящую. В приходе движения к власти нет ничего удивительного - используя демократические механизмы, к власти абсолютно законно может прийти любая организация. Тем более что «Хамас» позиционируется как освободительное движение.

Известно, что администрация Сектора Газа до сих пор остается частью Израиля, благодаря чему израильтяне имеют полное право содержать на этой территории свои войска. «Хамас» же полностью не признает сего факта, не считается с правительством Израиля.

Что касается Палестины, здесь дело обстоит гораздо проще. Государство с населением в 3,5 млн. человек живет лишь за счет получаемых дотаций от международных организаций и Израиля. Из 3,5 млн. примерно 70% - безработные. Ежегодно дефицит бюджета в Палестине составляет 1 млрд евро, который и пополняют довольно-таки успешно международные организации и Израиль. ВВП очень низок - от 1,5 до 2 % в год, следовательно, уровень жизни находится близко к черте бедности. В то время как в Израиле тот же ВВП, к примеру, составляет 16 % в год.

Когда «Хамас», придя к власти, напрочь отверг помощь израильского правительства, встал вопрос; кто же будет ежегодно «отстегивать» 1 млрд евро в палестинскую казну? На что идеологический лидер движения Халед Маш Аль сказал, что если Палестина не получит этих денег от Европейского сообщества, то получит от мусульманского. Да только вот незадача получается: если в первом варианте правительство Палестины потратит средства на образование, здравоохранение и повышение качества жизни населения, то во втором – на оружие, военную технику и развязывание конфликта.

Правительство Тель-Авива оказалось в безвыходном положении. Тем временем экстремисты «Хамаса» похищают военнослужащих израильской армии, получив поддержку от ливанской организации «Хезболла». Вот здесь-то и вступает в игру Ливан. Правительство Израиля в духе антитеррористической политики заявляет, что не пойдет на компромисс. По сути, получилось так, что шиитская «Хезболла», или «Партия аллаха», как ее еще называют, поддержала суннитское движение «Хамас». (Небольшая ремарка – в мусульманском мире всего 10% шиитов, 95% из которых проживают в Иране. Ливан же делится 50х50 на мусульман и христиан.) Шииты Ирана устами своего президента объявили, что Израиль – их главный враг. Ни для кого не секрет, что у Ирана фактически отсутствует граница с Ираком, зато имеется общая граница с Сирией – исторически шиитской страной. Сам лидер Ирана Ахмадинежад заявил: «Ливан мы еще вам простим, но если хоть что-то случится с Сирией – начнется война...» Думаю, его угрозы стоит считать обоснованными, ибо «Хезболла» абсолютно самостоятельное движение, антиамерикански настроенное, наличие ядерного оружия у которого не доказано, но это еще не значит, что его там нет.

Развитие дальнейших событий может пойти по следующему сценарию. Так как Иерусалим объявлен Организацией Исламских Конференций (к слову сказать, третья по масштабу организация в мире после ООН и ВТО) будущей официальной столицей ислама, то, вероятно, преобладающий арабский этнос начнет войну, как только представится повод. На территории Ливана проживает около 3,5 млн человек, считающих себя «обиженными», поэтому Израилю вести с ними войну крайне опасно. Но, если ЕС не поддержит Израиль, то страну просто уничтожат, так как длительные военные действия вести она не сможет (ни финансов, ни людских ресурсов не хватит). Поэтому сейчас Израиль справедливо рассчитывает, что «индивидуальный террор» в адрес лидеров «Хамаса» наиболее эффективен. Но если кто-то из лидеров уцелеет, шииты и сунниты объединятся против Израиля. Израиль начнет апеллировать к западному миру, тем самым ставя мир на грань войны между христианами и мусульманами. До сих пор, и из результатов саммита это видно, лидеры «Большой Восьмерки» находятся в замешательстве: никто пока не знает, перешли ли мы грань необратимости процесса. Сейчас поддержать Палестину и Ливан - означает поставить Израиль на грань уничтожения.

Впрочем, первые шаги ко всеобщему решению проблемы Ближнего Востока уже сделаны благодаря созданию декларации «Ближний Восток». Этот факт переводит мировое сообщество на новый уровень взаимоотношения между странами.

Семен Довжик, пресс-секретарь еврейского агентства «Сохнуд»:

Начиная с четверга прошлой недели израильские города на севере страны подвергаются постоянным обстрелам ракетно-минометных установок организации «Хезболла». Есть потери среди мирных жителей. Вчера с утра были обстреляны такие города, как Хайфа, Акко и все города в северной части Израиля (Галилея). В дополнение к этому в центре Иерусалима был предотвращен крупный теракт. Солдаты задержали палестинца с мощным взрывным устройством, который направлялся в центр города.

Эвакуация мирного населения не ведется. Большая часть жителей «прифронтовой полосы», как ее сейчас называют, - городов, расположенных в непосредственной близости от границы Израиля с Ливаном, – на некоторое время перебралась в центр страны. С начала военных действий израильскими гражданами в частном порядке был создан интернет-сайт, на котором жители центра Израиля предлагают людям, проживающим в северных городах, перебраться к ним на какое-то время с предоставлением комнат в своих квартирах или домах. Очень многие общественные организации создали летние лагеря, предназначенные для детей северных городов Израиля. Однако централизованная массовая эвакуация населения не ведется, и очень многие люди отказываются покидать свои дома.

На что люди надеются? На скорое разрешение ситуации - только за счет уничтожения инфраструктуры «Хезболлы» в Ливане.

Израильтяне – совершенно уникальное общество. И думаю, что аналогов ему в мире не существует. Это общество, сломать и запугать которое просто невозможно. И этого никогда не могли понять никакие террористические организации – ни «Хамас», ни «Хезболла». Их установка идет на то, что если они будут бить по мирному населению, Израилю придется уступить. Но они не понимают важнейшую особенность – в Израиле такого не будет никогда. И чем большие потери будет нести мирное население, тем большая поддержка будет оказываться израильской армии.

Беседовали Ирина Ставицкая, Наталья Веденеева,
Фонтанка.ру