О мате в кино дискутировали в Доме кино

О мате в кино дискутировали в Доме кино

Современные деятели кино снова озаботились проблемами ненормативной лексики. Верна ли поговорка, что из песни слов не выкинешь? Цензурные ответы в сюжете корреспондента НТВ Юлии Олещенко.

Современные деятели кино снова озаботились проблемами ненормативной лексики. Верна ли поговорка, что из песни слов не выкинешь? Цензурные ответы в сюжете корреспондента НТВ Юлии Олещенко. 34 % россиян считают, что массовая культура и так называемый «язык народа», состоящий из нецензурных выражений, оказывает негативное влияние на общество. Таковы результаты недавнего опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения. О причинах и последствиях появления ненормативной лексики на киноэкране, сегодня горячо спорили в белой гостиной Дома кино. Дискуссия началась с просмотра фрагмента нового фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Владимир Мукусев, журналист: «Это называется монолог о смысле жизни. Я не шучу: любой ребенок может взять кассету, диск, позвонить по одному из указанных телефонов и получить этот самый монолог о смысле жизни». Беспокойство журналиста Мукусева о нравственности юных зрителей кинокритики сочли излишним. Александр Киселев, кинокритик: «Моей дочке 17 лет, и я этот фильм ей показывал. И она не стала матом ругаться. Изучает филиппинский язык!» Те, кто занимается изучением русского языка, а именно присутствующие на диспуте филологи заметили, что нецензурная брань киногероя может намекать на его социальный статус либо произноситься в состоянии аффекта, когда привычный словарный запас не в силах передать эмоции. Кинематографисты жаловались, что иногда из песни слов не выкинешь. Во времена советской цензуры даже всенародному любимцу Шукшину приходилось произносить с экрана странно звучащее «Навоз не тонет». Сегодня представители Госкино тоже советуют молодым документалистам в некоторых случаях переозвучивать оригинальную речь. Так, если героиня фильма «Девочки», забивая косяк, произнесет не то, что обычно, а более мягкое «задолбало», большого вреда не будет. Автор не согласился. Фильм не попал в программу «Послание к человеку». Михаил Литвяков, директор фестиваля «Послание к человеку»: «Я считаю, что это преступление перед нацией. Это идя на потребу масс медиа. Да, ругаются, но зачем тащить это на экран?! Ради чего это делается?» Разговор о границах дозволенного приобрел неожиданный поворот, когда ведущий Мукусев в очередной раз предложил свободолюбивым творцам внимательно читать Уголовный кодекс. Вслед за репликой гостиную демонстративно покинул известный критик Михаил Трофименков. Он предпочел общаться с журналистами в курилке. Михаил Трофименков, кинокритик, обозреватель газеты «Коммерсант»: «Когда собрались режиссеры, кинокритики, филологи в профессиональном месте, то такого рода не просто апелляция к городовому, а апелляция к конкретным репрессиям не имеет права звучать в стенах Дома кино». «Послание к человеку» никогда не изобиловало картинами, в которых человека «посылали». Фильмы отбирают ответственно. Но, как известно, ответственность приходит только со свободой. А до этого есть лишь желание переступать барьеры.