Академия правосудия выселила конкурентов

Академия правосудия выселила конкурентов

Может ли быть такое, чтобы рейдеры попытались захватить дом N4 на Литейном проспекте, где располагается управление Федеральной службы безопасности? Такой вопрос мы как-то в шутку задавали читателям.

Может ли быть такое, чтобы рейдеры попытались захватить дом N4 на Литейном проспекте, где располагается управление Федеральной службы безопасности? Такой вопрос мы как-то в шутку задавали читателям. С долей шутки: в самом деле интересно, сколь далеко можно зайти в борьбе за дорогие объекты недвижимости?

Сегодняшнее решение 13-го Арбитражного суда – наглядное тому подтверждение. Суд подтвердил правомочность предыдущего решения о выселении НОУ «Налоговая академия» из здания, расположенного по адресу Александровский парк, 5. Победитель – директор Северо-Западного филиала Российской академии правосудия Сергей Дряхлов празднует победу в соответствии со сложившейся обстановкой – усиливает меры собственной безопасности. Как человек, готовящий кадры для наших судов, он прекрасно понимает: на правоохранительные органы рассчитывать не приходится.

Сразу расставим акценты. Российская академия правосудия – это государственное образовательное учреждение, у которого два учредителя: Высший арбитражный суд России и российский же Верховный суд. Контора – не «шарашкина». И здание Северо-Западному филиалу выделили соответствующее – Александровский парк, дом 5. Это большой красивый дом с пристройками, выдержанный в стиле позднего модерна, который занимает вместе с парком около 2 гектар. Между прочим, является памятником архитектуры федерального значения. С одной стороны окна выходят прямо на Петропавловскую крепость, с другой – на Александровский парк. Эксперты полагают, что сдача в аренду помещений только главного здания может приносить до 1 миллиона долларов в год.

Когда филиалу Академии выделили это здание, Сергей Дряхлов радовался: наконец-то можно будет развернуться. Когда выяснилось, что здание не пустует, стало понятно, что будут проблемы. Замечательный домик сверху донизу заполнен всяческими коммерческими структурами и очень напоминает бизнес-центр, которому не достает хорошего косметического ремонта. Начался длительный переговорный процесс, по ту сторону стола на котором оказались отец и сын Зюзины. Они – руководители двух частных структур (в названии которых по странному стечению обстоятельств также имеется слово «академия»): Академии медико-социальных проблем и Налоговой академии.

Переговоры, как водится, к компромиссу не привели – да и какой тут может быть компромисс, если в распоряжении Росимущества четко сказано: передать в безвозмездное пользование? Спор переместился в залы судов и стал затягиваться.

Отношения между сторонами стали напряженными. В ответ на требования Дряхлова освободить помещения Зюзин-сын потребовал, чтобы Академия правосудия перечислила ему на всякие ремонтно-восстановительные работы 1,3 миллиона рублей не позднее 25 января 2006 года. Это требование осталось невыполненным. 26 января Сергея Дряхлова встретили в подъезде.

После этого он провел несколько недель на отделении нейрохирургии одной из ведущих городских больниц. Тогда ещё можно было предположить, что нападение и спор из-за здания в Александровском парке друг с другом не связаны. Но 29 июня ситуация повторилась. На выходе из лифта директора филиала Академии правосудия молодой человек спортивного телосложения встретил прямым правым в переносицу, после чего вытащил из кармана нунчаки...

Вновь очнувшись в окружении нейрохирургов, Сергей Константинович сделал простой вывод: следует обращаться за помощью в две инстанции. К журналистам, чтобы обратить внимание оппонентов на то, что теперь все их некрасивые поступки будут предаваться огласке. И к представителям частного охранного бизнеса – чтобы в третий раз не оказаться на кладбище.

Оба поступка неоднозначны, но показательны. Некоторым гражданам безразлично, что о них пишут в газетах, команду «мочить в сортире» они, как правило, выполняют до конца. Что касается телохранителей – замечено давно, что он снайперской винтовки или автомата Калашникова они не спасают. Но всё равно показательно: человек, от которого зависит подготовка судей и сотрудников аппаратов судов, столкнувшись с криминалом, понимает, что обращаться в милицию смысла нет.

– Я уверен, что оба нападения на меня организовали люди, которые пытаются отобрать у Академии правосудия комплекс зданий в Александровском парке, - сказал мне после второго нападения Серегей Дряхлов. – Я не могу указать ни на кого конкретно – нельзя обвинять людей в совершении преступлений бездоказательно – но я прошу правоохранительные органы сделать хоть что-нибудь, чтобы остановить криминальный беспредел...

Пока «что-нибудь» Сергей Константинович делает сам. За несколько недель до сегодняшнего решения суда он уехал из города и увез свою семью. В Петербург он приехал только сегодня с усиленной охраной. Глава питерского филиала Академии правосудия уверен, что столкнулся с рейдерами:

– В здании много арендаторов, на него много претендентов, – сказал Дряхлов, – кто конкретно ведет себя столь беспардонно, сказать не могу – не знаю. На переговорах все улыбаются. В частности, не скрывают своих претензий на здание отец и сын Зюзины. На переговоры с ними всегда ходят представители Федерации самбо Санкт-Петербурга. Про их причастность к нападениям на меня утверждать не берусь, но попытки этой компании остаться в нашем здании, несмотря ни на что, напоминают мне рейдерство!

Наша встреча с господами Зюзиными проходила в одном из помещений спорного здания в атмосфере полного благодушия. Зюзин-отец и Зюзин-сын шутили, приводили всевозможные доводы того, почему они считают, что имеют право оставаться в этом доме и даже показали мне письмо с подписью заместителя руководителя Росимущества Сысоева со словами: «Росимущество считает, что Академии правосудия тут быть не должно». В письме действительно написано нечто подобное, у меня даже сложилось впечатление, что Зюзиным выгодны длительные судебные процессы, потому что тем временем они пытаются «решить вопрос» со зданием «сверху», в Москве.

На стенке у письменного стола Зюзина-младшего висит красивый календарь, на обложке которого губернатор Петербурга Валентина Матвиенко сидит рядом с первым вице-президентом Федерации самбо Вячеславом Янковским на каких-то соревнованиях. Зюзин-сын явно гордится дружбой с самбистами:

– Меня, – говорит он, – рядом с губернатором не сажают!

Я любопытствую о том, что связывает господ Зюзиных с самбистами.

– Если будет всё так, как написано в письме, – сообщает мне Зюзин-младший, – то велика вероятность, что тут окажется Федерация самбо.

Похоже, теперь эта вероятность не так уж велика, хотя, конечно, сложиться может по-всякому. Любопытно другое: что должно произойти в этой стране, чтобы на судебные споры перестали пытаться влиять крепкие парни в подъездах?

А, что касается Александровского парка, 5, – пожалуй, стоит озвучить официальную позицию редакции: нам все равно, кто будет этим зданием пользоваться. Мы хотим, чтобы всеми петербургскими зданиями пользовались те, кто добивается этого законными методами.

Константин Шмелев,
Фонтанка.ру