Полтора года условно: предел или беспредел

Полтора года условно: предел или беспредел

Свои полтора года за разжигание национальной розни лидер «Партии свободы» Юрий Беляев будет сидеть условно. С испытательным сроком в полтора года.

Свои полтора года за разжигание национальной розни лидер «Партии свободы» Юрий Беляев будет сидеть условно. С испытательным сроком в полтора года. В старании принять соломоново решение судья Октябрьского федерального суда Юрий Шишкин два раза переносил оглашение приговора. С одной стороны, доказанное преступление относится к категории небольшой тяжести. С другой, на что в прениях справедливо обращал внимание суда государственный обвинитель Роман Лушин, весьма велика степень общественной опасности этого деяния.

Неизвестно, сколь разрушительными для общества последствиями обернулась общедоступность информации экстремистского толка на сайте www.nrpr.ru с лета 2003-го по весну 2005-го и в газете «Наш народный наблюдатель» зимой - весной 2004 года. И решение было принято, действительно можно сказать, соломоново: им не довольны ни защита, ни обвинение.

За что да как

Согласно приговору, 6 августа 2003-го Юрий Беляев заключил с ООО «Линкей», принадлежащий ЗАО «Веб Плас», договор о предоставлении ему веб-сайта, подписанный во избежание уголовного преследования лидера «Партии свободы» находящимся ныне в розыске Львом Нечипуренко. С этого момента и до 23 марта 2005-го на этом сайте размещались материалы, выражающие, как заключили эксперты-лингвисты, «негативные установки против целых групп людей по признакам расы, национальности, происхождения, отношения к религии». Которые «побуждают» читателя к «насильственным действиям этих групп, с использованием специальных языковых средств для оскорбления, формирования негативного отношения, установок ксенофобского сознания в отношении указанных групп людей».

В подтверждение этого суд учел, что, во-первых, на сайте обнаружены многократные упоминания Юрия Беляева как «нашего лидера», его автобиография и статьи за его подписью. Во-вторых, редактирование сайта производилось с домашнего компьютера осужденного. В-третьих, работники ООО «Линкей», обслуживавшего портал, опознали Беляева в суде. Кроме всего, на сайте обнаружены рекламные баннеры информационного агентства «Норд Вест хроника», соучредителем и корреспондентом которого официально является осужденный. А еще на этом сайте была обнаружена электронная версия газеты экстремистского толка «Наш народный наблюдатель», изготовление и распространение которой также вменяется Юрию Беляеву и, по мнению обвинения, «полностью доказано». Напомним, что уголовное преследование Беляева «за газету» прокурор попросил прекратить в связи с истечением сроков давности, а за сайт – назначить наказание в 1 год и 6 месяцев лишения свободы в колонии-поселении.

Такие разные недовольства

- Это какой-то беспредел! Они просто зачитали обвинительное заключение! – разорялся Беляев, покинув (без конвоя) зал заседаний. – Как будто не было ни моих показаний, ни выступления защитника! Да еще и за адвоката бабки на меня «повесили», хотя сами мне его навязали против моей воли, я вообще от адвоката отказался!

Ближайшие год и шесть месяцев Беляев будет обязан отчитываться в милиции о своем нахождении в Петербурге и поведении. «А если я на три месяца захочу уехать? Мне лечиться надо!» - возмущался он в зале суда после оглашения приговора, и судья Юрий Шишкин объяснил ему, что если он полечится где-нибудь три месяца, ничего страшного не случится.

Между тем, как уже сказано, Беляев в своем недовольстве приговором не одинок. Выступавший в данном деле в качестве свидетеля обвинения политолог Борис Вишневский оценил решение Октябрьского федерального суда как «издевательство над правосудием»:

- Людей, которых заподозрили в недоплате государству, на многие годы упекают за решетку, а те, кто, не скрываясь, занимается разжиганием межнациональной розни, получают столь мизерное условное наказание! На мой взгляд, это яркая иллюстрация того, насколько лицемерны высказывания власть имущих о так называемой борьбе с фашизмом. Ведь иначе как фашизмом я то, чем занимается Беляев, назвать не могу. То, что приговор оказался столь мягким, говорит, на мой взгляд, о болезни нашего общества.

Бывший олигарх, «недоплативший государству», поминается не только политологом-антифашистом. Вспоминает о нем при каждом удобном случае и сам ныне осужденный «журналист и патриот». Причем, разумеется, не противопоставляет себя «пострадавшему от режима», а ставит с собою в один ряд. «Демократия закончилась!» - провозглашает Беляев. - Вчера был Ходорковский, сегодня – я. А завтра на моем месте может оказаться тот же Амосов».

Впрочем, у Беляева и Вишневского общими оказалась не только тема «режима» и пострадавших от него. Выйдя за двери суда более свободным, чем мог бы быть, Беляев снова перевоплощается из «примерного семьянина» в подпольного политика. И тоже начинает рассуждать о болезни общества. Правда, с другими акцентами: о том, как он «предупреждал», о том, что «эту болезнь уже не остановить», о том, что правоохранительные органы тщетно пытаются «загнать ее внутрь организма». О том, что она все равно «прорывается наружу». «Сначала биты, потом кастеты, потом ножи, оружие, а теперь вот – взрывы», - говорит он.

- По-моему, это уже не первый раз, когда он выходит сухим из воды! – отмечает по поводу приговора экс-депутат Государственной Думы, председатель Антирасистского центра Петербурга Юрий Рыбаков. – Я имел счастье наблюдать его в Ленсовете последнего созыва, я видел его в окружении молодчиков, которые сегодня уже известны своими нацистскими, и даже криминальными выходками. И всегда он вел разрушительные разговоры, занимался разжиганием ненависти к тем, кого лично он называет «инородцами». И вот его который уже раз привлекают к уголовной ответственности, и снова он остается безнаказанным. Я думаю, может быть, это связано не столько с пронацистскими симпатиями в рядах судейства, что тоже вероятно, так как эта болезнь очень заразна и проникает во все поры общества. Вероятно, свою роль сыграла и слабая доказательная база, то, что следствие не желает доказывать очевидные вещи. Ведь очевидности по закону недостаточно для наказания.

Спасибо и на том!

Этой позиции придерживается еще один свидетель обвинения – депутат Законодательного собрания Петербурга Михаил Амосов. По его словам, здесь важен сам факт, что действия Беляева признаны противоправными. «Когда в 2001 году я подавал заявление в прокуратуру, у меня вообще было мало надежды, что что-то из этого получится», - заявил корреспонденту «Фонтанки» Амосов.

Похоже, что к этому выводу придут и главные участники процесса: Беляев пока не собирается обжаловать приговор, так как «изменить ничего не удастся, только деньги потрачу». Не спешит заявлять о намерении писать представление в Городской суд Петербурга и государственный обвинитель.

- Все вполне традиционно, чего и следовало ожидать, - высказал ироничную позицию петербургских правозащитников Руслан Линьков. – У всех наших фашистов сейчас наступил репродукционный период, им надо рожать и воспитывать детей. Кроме того, у них у всех в последнее время резко ухудшилось самочувствие, все они стали инвалидами I и II группы, и, безусловно, требуют снисхождения со стороны нашего гуманнейшего суда. Я вчера получил письмо из городской прокуратуры, в котором описаны достоинства и важность экстремистской газеты «Русь православная», в отношении редактора которой Константина Душенова прокуратурой Адмиралтейского района возбуждено уголовное дело. Можно ожидать, каким будет решение суда по делу Душенова и по остальным «фашистским» делам. Спасибо и на том.

А если и правда – болезнь?

Перед прениями Юрий Беляев сфотографировал гособвинителя Романа Лушина на «мыльницу» и в шутку пообещал «навести порчу». В суде он представлялся примерным семьянином, а, выходя за двери, обещал в Северной столице скорое начало новой волны избиений и убийств на почве экстремизма. При общении с этим человеком возникает ощущение, что он и сам не может определиться, кто же он: примерный семьянин и отец семьи или одиозный лидер подпольной партии и отец петербургского нацизма?

Похоже, однозначно ответить на этот вопрос не могут и правоохранительные органы. Благодаря их стараниям вменявшийся Беляеву сайт давно закрыт: фирма «Линкей», предоставлявшая ему хостинг, отказалась продлевать действие договора. Однако в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» Беляев радостно сообщил, что уже «раскрутил» еще два экстремистских сайта. На форумах которых молодые люди со всей страны обсуждают традиционный русский вопрос «что делать?» (применительно, правда, лишь к лицам иных национальностей) и открыто вывешивают рецепты взрывчатых веществ (для изготовления из подручных материалов только одного напалма корреспондент «Фонтанки» насчитал три рецепта).

Правда, имя Юрия Беляева со всех нацистских сайтов исчезло, но знамя «Партии свободы» развевается на них все так же рьяно. Кроме того, нам-таки удалось обнаружить лишь одну фотографию осужденного, с говорящим названием – «вручение ножей». Так что хоть и неизвестно, какую «порчу» наведет Юрий Беляев на прокурора. Но на часть населения нашего города и нашей страны он порчу уже навел. И вручает ей ножи.

Павел Горошков,
Фонтанка.ру