Арбитраж защитит рейдеров?

Арбитраж защитит рейдеров?

Высший арбитражный суд России создал прецедент, который может серьезно затруднить защиту добросовестных акционеров: рассматривая спор о списании (краже) акций, надо найти того, кто ими владеет.

Высший арбитражный суд России создал прецедент, который может серьезно затруднить защиту добросовестных акционеров: рассматривая спор о списании (краже) акций, надо найти того, кто ими владеет.

По российскому законодательству акции существуют виртуально – собственник может предъявить только выписку с лицевого счета реестродержателя. И именно он несет ответственность за сохранность имущества (акций). Если они незаконно были списаны с лицевого счета, то иск адресовался реестродержателю и, возможно, самому акционерному обществу.

А был ли мальчик

«Какое мне дело, кто их украл», – примерно так решил Юрий Сырман, когда с его счета у регистратора «Р.О.С.Т.» исчезли 410 акций ОАО «Транснефть» (сейчас их биржевая стоимость составляет около 24 млн. рублей).

А регистратор ничего преступного и не совершал. В августе 2003 года он получил свидетельство о праве на наследство по закону, согласно которому имущество Юрия Сырмана переходило его сыну Андрею Юрьевичу. Одновременно от наследника поступила анкета и заявление на предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг. Все документы были удостоверены нотариусом. Регистратор открыл Сырману-младшему счет и зачислил на него акции отца.

Но сам наследодатель и не собирался умирать – все документы оказались фальсифицированными. ЗАГС подтвердил, что гербовое свидетельство о регистрации смерти не выдавалось. По утверждению нотариуса, наследственное дело на имя Юрия Сырмана никогда не заводилось. По данным милиции, мнимый сынок также никогда не существовал, а предъявленный паспорт был выдан совсем другому лицу и числился утерянным. Юрий Сырман, подал в суд иск к ЗАО «Регистратор Р.О.С.Т.» и ОАО «Акционерная компания «Транснефть» об исключении записи о зачислении спорных акций «сыну» и возврате их законному владельцу. Акционер также просил взыскать с компании 345 тысяч рублей дивидендов.

Суд признал, что акции выбили в результате неправомерных действий третьих лиц (это ответчики и не отрицали). Не оспаривалось никем и отсутствие вины регистратора. Первая и кассационная инстанция отказала восстановить права Юрия Сырмана, поскольку надлежащим ответчиком по предъявленному иску является новый владелец спорных акций – гражданин Андрей Сырман. Только апелляционный суд удовлетворил иск, признав, что иного способа защиты нарушенного права у истца не имеется.

Мертвые души-2

В конце августа 2006 года дело было пересмотрено президиумом Высшего арбитражного суда России (ВАС). Именно его решения являются де-факто прецедентами, так как служат ориентирами для работы арбитражей по всей стране.

Решение двоякое. С одной стороны, суд признал очевидное – гражданина Андрея Сырмана, на счет которого регистратор зачислил ранее принадлежавшие истцу акции, в действительности не существует. А значит, это лицо не могло быть привлечено к участию в рассмотрении настоящего дела. С другой стороны, требования ВАС еще более нелепые – при рассмотрении подобных споров следует установить, у кого находятся спорные акции и решить вопрос о привлечении указанных лиц к участию. Дело по спору Юрия Сырмана, которое длится уже несколько лет, вновь передано в суд первой инстанции.

Как искать акции, ВАС не разъясняет. То есть у мошенников появляется очень удобный механизм изъятия ценных бумаг. Сначала зачисляем акции на счет мифического наследника. А у него их «добросовестно» покупает какая-нибудь брокерская контора, у которой не 410, а 4100 акций того же акционерного общества. Она их перепродает еще десяти конторам или гражданам.

Вся вторая половина цепочки – это вполне законная и, что самое главное, обычная деятельность на фондовом рынке. Вот только даже двух перепродаж достаточно, чтобы след украденных акций был потерян. Акции не имеют серийных номеров или иных идентификаторов, и кому из десяти покупателей брокерская фирма сбыла именно спорные ценные бумаги, установить невозможно.

Винить регистратора или суд также в такой ситуации нельзя. Откуда держатель реестра должен взять украденные акции? Купить на бирже? Так в действиях «Р.О.С.Т.» нет вины. Заставить «Транснефть» провести новую эмиссию – это нарушит права других акционеров.

Антон Одынец,
специально для Фонтанки.ру