Обвинение в плагиате предъявлено самому Товстоногову

Обвинение в плагиате предъявлено самому Товстоногову

Многие из тех, о ком в своей книге пишет Розовский, уже умерли. И все же на защиту главного режиссера БДТ встали те, кто 30 лет назад репетировал с Товстоноговым новую постановку.

Многие из тех, о ком в своей книге пишет Розовский, уже умерли. И все же на защиту главного режиссера БДТ встали те, кто 30 лет назад репетировал с Товстоноговым новую постановку. Мнения сторон выслушивал корреспондент НТВ Павел Рыжков. Натэлла Товстоногова, вдова Евгения Лебедева: «В Древней Руси и на Востоке за воровство строго наказывали. Скажем, за кражу лошади полагалось отсечение руки». 31 год назад в БДТ, как уверяет в своей книге московский режиссер Марк Розовский, произошла крупная кража. Пропали не декорации или театральные костюмы, украден целый спектакль. Розовский утверждает, что знаменитый спектакль «История лошади» принадлежит ему, а был присвоен Товстоноговым. По мнению Натэллы Товстоноговой, одно название «Дело о конокрадстве» достойно судебного разбирательства. На ее глазах, на этой самой кухне решалась судьба спектакля. Евгений Лебедев просил Товстоногова вмешаться в репетиции Розовского. Споры вызвал второй акт. Натэлла Товстоногова, вдова Евгения Лебедева: «Его не было, его надо было делать не только режиссерски, но инсценировочно. Бред какой-то был, на котором они все замучились. Здесь в кухне Евгений Алексеевич сказал Георгию Александровичу, что больше не пойдет на репетиции, что это невозможно». С таким же предложением — вмешаться и выпустить достойный спектакль — обратился к Товстоногову и Басилашвили. Некоторе время назад актер прочитал «Дело о конокрадстве» еще в рукописи и не советовал Розовскому публиковаться. Теперь свои слова он нашел на 139-й странице. Олег Басилашвили, народный артист СССР, актер АБДТ им. Г,А, Товстоногова: «Твоя слабость, знаешь, в чем. В том, что твои главные оппоненты умерли. И найдутся люди, которые скажут, что ты оклеветал Товстоногова, что ты ему предписываешь безнравственный поступок. А он просто хотел доработать недоделанный спектакль, художественно улучшить, повысить, так сказать, класс. И он это сделал. И если бы не он, то „История лошади“ была бы другой». Басилашвили говорит: это высказывание справедливо, но вся книга — ложь. В собственном архиве он нашел программку спектакля, который объехал театры Японии, Аргентины, Германии и Франции. Имя Розовского на бумаге с привычной аббревиатурой БДТ упомянут трижды. В качестве автора инсценировки, режиссера и сооавтора музыкального оформления. Олег Басилашвили, народный артист СССР, актер АБДТ им. Г. А. Товcтоногова: «Товстоногова оклеветал Розовский, что Розовский предписывает безнравственный поступок — конокрадство: Товстоногов украл у Розовского идею и спектакль „История лошади“, что абсолютно не соответствует действительности». По всей видимости Марк Розовский решил напомнить о себе модным скандальным способом — изданием мемуаров. Книга вызвала бурю в театральных кругах Петербурга и Москвы. Рудольф Фурманов, который провел немало концертов с участием Евгения Лебедева, написал открытое письмо Розовскому, где в первой строчке обвинение: «Пропала совесть!» Рудольф Фурманов, художественный руководитель антрепризы имени Андрея Миронова: «Сегодня для одних Вы, Розовский, просто глупец: „Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца.“. Для других — Геростат, а для меня — не рукоподаваемый человек». Розовский письма адресованному ему не читал. Сейчас руководитель московского театра «У Никитских ворот» в Берлине. Марк Розовский, художественный руководитель театра «У Никитских Ворот»: Все, что я хотел сказать, сказано в книге. Это мой единственный комментарий. И с Фурмановым полемизировать я не собираюсь». Многих из тех, о ком идет речь в книге Розовского «Дело о конокрадстве», нет в живых. Ушла из жизни и Дина Шварц, завлит БДТ. Дина Морисовна всегда находила образные определение для людей, с которыми ей приходилось работать. Вот что пишет Дина Шварц в своих дневниках по поводу появления в театре спектакля по рассказу Льва Толстого «Истории лошади»: «Правда, при участии сомнительного М. Розовского». Сегодня в театре гадают, что имела в виду главная помощница Товстоногова. Может быть то, что спектакли Розовского тогда были у власти не в чести. А может и разговор в кабинете директора театра, когда Розовскому было сказано, что в его версии спектакль не пойдет. Розовский согласился. Единственно, что его беспокоило тогда, дадут ли ему режиссерскую тарификацию. Товстоногов ответил: «Без вопросов».