Неконвертируемые зарплаты

Неконвертируемые зарплаты

Федеральная налоговая служба намерена усилить контроль за размером зарплат в частных компаниях – они должны быть не только не ниже прожиточного минимума, но и соответствовать уровню оплаты труда по отрасли.

Федеральная налоговая служба намерена усилить контроль за размером зарплат в частных компаниях – они должны быть не только не ниже прожиточного минимума, но и соответствовать уровню оплаты труда по отрасли.

С начала года в каждом регионе работают специальные межведомственные комиссии по легализации «теневой» заработной платы. Как уже писала «Фонтанка», «на ковер» вызывается руководство компании, зарплаты в которых ниже прожиточного минимума и его просят дать соответствующие объяснения. Хотя, кроме угроз, налоговики и региональные власти ничего обещать компаниям не могут: по законодательству зарплата должна быть не меньше МРОТа (1100 рублей в месяц), а не прожиточного минимума в конкретном субъекте федерации (в Санкт-Петербурге 3949 рублей в месяц для трудоспособного населения).

Волшебный ковер

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), после «разбора полетов» до прожиточного минимума повысили заработную плату 67 процентов от общего количества заслушанных налогоплательщиков. В Санкт-Петербурге эта доля достигает 75 процентов. В руководимую вице-губернатором Михаилом Осеевским комиссию входят представители Управления ФНС по Санкт-Петербургу, Пенсионного фонда России, ГУВД, прокуратуры и других ведомств. За первое полугодие они «настойчиво предлагали» руководителям более 1100 компаний города (в них трудится почти 94 тысяч человек) поднять официальную зарплату персоналу. На «предложение» откинулись 822 фирмы.

Один из сотрудников фискального ведомства не скрывает, что речь идет не только о юридическом, но и репутационном давлении: «На ковре побывали такие фирмы как «ЛЭК Истейт Строй» (застройщик), «Империя-Фарма» (поставщик лекарств для льготников), «Панорама. Оконные и дверные системы» и другие. Я не хотел бы жить в доме, построенном работником с зарплатой в 2000 рублей».

Бить врага до последнего конверта

После «настоятельных просьб» компании повысили зарплаты в среднем на 2520 рублей, то есть в бюджет (включая фонд социального и медицинского страхования) будет дополнительно поступать примерно 700 рублей ежемесячно. Общий итог работы комиссии за 1-е полугодие питерские налоговики оценивают в 84 млн рублей налогов. Это меньше одного процента всех налоговых сборов.

Всего по городу, по данным налоговой службы, зарплаты ниже минимума выплачивают 28 тысяч компаний. При нынешних темпах работы комиссии (примерно 200 фирм в месяц) они будут исследоваться до 2017 года. Пока «на ковер» вызываются организации, в которых работает более 100 человек, но, согласно официальному заявлению Федеральной налоговой службы, до конца года региональные комиссии «заслушают всех налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума».

Под репрессии могут попасть и предприятия малого бизнеса, например, семейные кафе и аналогичный бизнес. Можно ли заставить учредителей малого предприятия платить самим себе зарплату? Формально по Трудовому кодексу РФ работнику должен начисляться МРОТ, но только если он отработал норму рабочего времени и выполнил трудовые обязанности. А если бухгалтер (она же учредитель, она же жена директора) оформлена по совместительству? Судебная практика по этому вопросу противоречива. Например, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти разрешая такой спор нашел четыре взаимодополняющих довода в пользу частного семейного предприятия, которое вообще не начисляло зарплату. Кассационная коллегия без какой-либо разумного аргументации отменило такое решение.

На следующем этапе налоговое ведомство намерено начать работу с работодателями, выплачивающими заработную плату ниже среднего уровня по отрасли или по виду экономической деятельности, если их «финансовое состояние позволяет обеспечить более достойную оплату труда своих работников». Как будет оцениваться такое состояние – не разъясняется. По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленобласти, средняя зарплата в городе составляет 12833 рубля в месяц, в Ленобласти – 10851 рубль. Например, в сфере финансовой деятельности работники в среднем получают 28,3 тысячи в месяц. Получается, что если банк N получает прибыль, но платит клеркам в среднем 20 тысяч рублей, то он скоро окажется «на ковре»?

Надежду налоговики возлагают и на телефоны доверия. Хотя анонимные сообщения по ним не принимаются и озлобленному «серой» зарплатой работнику придется назвать свое имя (последний раз перед увольнением). Но звонки есть. Федеральная налоговая служба объясняет инициативы работников проблемами, которые возникают у получателей зарплат в конвертах. Например, они столкнулись с отказом в кредите (хотя сейчас большинство банков выдает потребительские и автокредиты без справки о доходах, немного завышая ставку) или недовольны низкими выплатами по больничным листам.

Один ревизор лучше двух

Вместе с налогами, которые администрирует Федеральная налоговая служба, благодаря борьбе с «серыми» зарплатами, растут поступления и в Пенсионный фонд России (ПФР). Но фискальное ведомство считает это недостаточным: «Темп роста взносов на обязательное пенсионное страхование мог быть еще выше, если бы не разделение в законодательстве функций по администрированию страховых взносов. Так, функции контроля за исчислением и уплатой возложены на налоговые органы, а взыскание недоимок осуществляют органы ПФР (частично на основании своих решений, частично – в судебном порядке)».

Напомним, что до 2001 года каждая компания проверялась и/или обязана была сдавать отчетность сразу в четыре фискальных органа – налоговую инспекцию, Фонды социального страхования и медицинского страхования, ПФР. Причем все внебюджетные фонды контролировали один и тот же объект – фонд оплаты труда. Еще в 2000 году Михаил Зурабов, на тот момент глава правления Пенсионного фонда России, указал на нецелесообразность введения единого социального налога. Его надежды сбылись лишь частично: единый налог ввели, но сборы на пенсионное страхование взыскиваются ПФР. Возможно, налоговому ведомству и удастся доказать, что функции администрирования пенсионных платежей выгоднее отдать в «одно окно».

Павел Нетупский,
специально для Фонтанки.ру